Реж. Дебра Граник
США, 100 мин., 2010 год
«Зимняя кость», второй на сегодняшний день полнометражный фильм Дебры Граник, получил высокие оценки и на Санденсе, и у кинокритиков – это один из главных кинофаворитов года.
17-ти летняя Ри (Лоуренс) из семьи Долли проживает в горном районе Озарк, в самом сердце США. У неё на руках находится полусумасшедшая мать и двое несовершеннолетних детей – брат и сестра. Тотальная нищета, холодная зимняя природа.
Шериф сообщает ей, что ушедший из семьи отец в качестве залога оставил их дом и в случае если он не явится на судебное слушание, дом будет конфискован.
Ри не знает где сейчас находится отец и предполагая, что он не явится в суд, отправляется на его поиски.
Белое отребье (а в данном случае горцы, хиллбилли) – отличная фактурная тема для любого кинематографиста. Можно вспомнить «Бойцовскую рыбку» Копполы, «Гуммо» Корина и недавнее «Просветление Уайта» Мерфи, чтобы увидеть сколько интересных возможностей для режиссеров предоставляют эти нищие, агрессивные, но не отчаявшиеся люди. Сложно представить кого-либо из них скулящим за ради милосердия, скорее уж они перережут горло своим черствым и обеспеченным согражданам.
Гордость горцев и составляет основную тему этой впечатляющей драмы из жизни простого народа. Ри сталкивается с самыми немыслимыми сложностями в своих поисках — отказ помогать, угрозы, физическое насилие. Отец-наркоторговец (как поет Захар Май «буду варить винт») оставил дурную славу и плохие связи, а местные жители, знающие хоть что-то, не будут вот так запросто вытаскивать скелеты из своих шкафов, чтобы разбрасывать кости прямо на проселочной дороге.
Даже близкие родственники, такие как родной брат отца, склонны выгнать племянницу в три шеи. Но кто позаботится о семье, когда их всех выставят прямо на мороз?
Юная девушка проявляет чудеса стойкости и доказывает всем местным жителям право называется своей фамилий. Доказывает дважды — первый раз когда пускается в опасные поиски, второй — перед лицом смерти от рук убийц её отца. Но месть – последнее, что нужно Ри. Это понимают и люди, скрывающие мертвое тело, а поддержка дяди, проявившего наконец родственные чувства, служит отличным моральным и физическим аргументом в её пользу.
Режиссерская манера Граник заключается вовсе не в смаковании ужасов глубинки. «Зимняя кость» редкий для американского кино образец неореализма. Фильм строится на типичной для этого кинонаправления истории отчаявшегося человека и его попыток из последних сил восстановить справедливость, отстоять свой экономический минимум. Граник только усиливает его местным колоритам – нищенским укладом быта, сохранившимся со времен первых переселенцев, злыми бородачами, женщинами-ведьмами, суровой природой, манерой местных жителей решать всё насилием.
Фильм также, безусловно, феминистский, ведь единственное на что может рассчитывать в жизни героиня – беспрекословное подчинение мужу и молчание в разговорах со старшими. Даже такая женская отрада как шоппинг не самое доступное развлечение в здешних краях. Нет ничего на ужин — возьми ружье и пристрели парочку белок.
Граник нашла сильные визуальные образы для воплощения своих идей – такие как в сцене отпиливания рук у мертвого тела и исполнения песни про воробушка. А сама Ри – это великий женский характер, замерзшая, избитая, не сдавшаяся и победившая.