Невоспитанные (Die Unerzogenen)

 

Реж. Пиа Маре

Германия, 95 мин., 2007 год

 

Образ жизни родителей-хиппи наложил отпечаток на ее собственный. Пиа Маре, шведка, родившаяся в Южной Африке, изучала искусство и кино в Лондоне, Амстердаме, Дюссельдорфе и Берлине. Это сформировало определенное самоощущение – транскультурного человека, привыкшего к смене идентичности и постоянному преодолению границ. И в то же время, по ее собственному признанию, воспринимающего действительность как постоянный хаос.  Первый полнометражный фильм Пиа Маре Die Unerzogenen – как раз об этом. О поиске идентичности в отсутствии границ. О 14-летней девочке, переживающей период взросления в нестабильном мире ее инфантильных родителей.  Переезжая с места на место, родители Стиви будто пытаются избежать своих «взрослых» обязанностей. Они не работают и даже не думают заниматься воспитанием своей 14-летней дочери. Впрочем, она не по годам развита и сама справляется не только с собой, но и со своей семьей. Девочка советует родителям найти работу и пытается управлять семейным бюджетом. Ее пьющим, курящим и принимающим наркотики предкам, как ни странно, трудно пристрастить к этому Стиви. Живя в подобных условиях, она, тем не менее, научилась отличать плохое от хорошего и точно решила, что на своих родителей похожей не будет.

Вынужденная справляться с навалившимися на нее взрослыми обязанностями, Стиви одновременно переживает период созревания. На фоне гормонального бунта она пытается влиться в компанию своих сверстников,  устроиться в школу, выстраивать вокруг себя нормальные социальные отношения.  В то время как отец с матерью занимаются ерундой, она работает над созданием своей личности.

При этом Стиви прекрасно понимает, как она нуждается в настоящей семье. Видя перед собой родителей-лузеров, она представляет себя дочкой дипломата и распространяет эту легенду среди своих новых друзей. Ее хобби – делать фотоколлажи, вставляя головы мамы и папы в украденные ею из богатых домов фотографии полноценных семей. Так она – по крайней мере, в воображении – выстраивает нормальные семейные отношения и продолжает независимо и гармонично развиваться.

В итоге девочка разрывает пуповину: ее родители снова переезжают на другое место; она же остается в том, где смогла определить себя, найти друзей и войти в общество.

Очевидно, что фильм исследует традиционную тему отцов и детей. В современном обществе эта проблема переворачивается с ног на голову, – говорит Пиа Маре. Взрослые дети и инфантильные родители не могут создать гармоничную семью.  Как в таких условиях ребенок может самоидентифицироваться, когда границы между поколениями, их роли и обязанности столь размыты?

Вопрос остается открытым.  Это – фильм-исследование. «Полудокументальная» стилистика «Невоспитанных» демонстрирует нам повседневность без каких-либо акцентов, заставляющих символизировать увиденное. Эллиптический монтаж, формируя недосказанность, делает эту картину похожей на саму жизнь, которая ничего не объясняет, а следует своему собственному ходу вещей.

Несомненно, это фильм о самоопределении. И не зря он – первый для режиссера.