Красавчик Серж (Le beau Serge)

 

Реж. Клод Шаброль

Франция, 98 мин., 1959 год

 

Дебютный фильм Клода Шаброля – самый первый фильм французской «новой волны». По признанию самого Шаброля, на его съёмках он даже не знал, куда смотреть в камеру. Финансирование картины обеспечил сам режиссер на деньги, полученные в наследство. Но теоретические сведения, полученные при написании рецензий для  «Кайе дю синема»,  с успехом заменили и кинематографическое образование, и стажировку на съёмочной площадке.

Филолог Франсуа (Бриали) возвращается в родной провинциальный городок долечивать туберкулез. 12 лет – видимо, все то время, что прошло после отъезда на учебу в университет – он не был на родине, где ничего не поменялось, кроме облика местных жителей. Уже на городской площади он видит своего старого друга Сержа (Блен) в совершенно пьяном виде, в мятой одежде, небритого и с бессмысленным взглядом. Опустившимся видом Серж выделяется не только на фоне элегантного, одетого со столичным шиком Франсуа, но и на фоне других горожан.

Как выясняет Франсуа, мечтавший о карьере архитектора Серж женился на случайно забеременевшей от него девушке Ивонне и после рождения и смерти больного ребенка ушел в запой, хотя и работает водителем. Вместе с Сержем и его снова беременной женой живет её сестра Мари – юная нимфоманка, которую Серж лишил невинности. Мари соблазняет Франсуа. Однако между Франсуа и пожилым отцом Мари (тоже алкоголиком) происходит ссора, во время которой Франсуа заявляет ему, что он не отец Мари.

Тот, оказывается, подозревал об этом, и хотя желал Мари, 3 года сдерживался. Отец насилует Мари, между ним и Франсуа на кладбище происходит стычка. В гостинице, где живет Франсуа, проводят танцевальную вечеринку. На ней Серж избивает Франсуа, обвиняя его в излишней опеке и внимании, и уходит с Мари. С приходом зимы Франсуа встречается с Ивонной в лесу и обсуждает с ней Сержа. Финальный эпизоды фильма – Ивонна рожает, Франсуа с риском умереть от воспаления легких мечется по городу в поисках доктора. Затем он за шкирку, волоча по снегу, притаскивает к постели роженицы пьяного Сержа. Однако финальный смех Сержа отдает безумием и не похож на смех счастливого отца.

Противостояние Сержа и Франсуа, словно русский народоволец, идущего в народ и отвергаемого им, достигает максимального апогея в драке на танцах, когда избитый Франсуа поднимается с земли, хватаясь за колючую проволоку. Серж представляет собой типаж, знакомый по ролям Джеймса Дина, Ривера Феникса и Гэри Олдмена – обаятельный неврастеник. Серж желчен, саркастичен, склонен к хулиганским выходкам, бьет жену и садится за руль грузовика с полуторалитровой бутылкой вина. Третируемая жена продолжает жить с ним из-за любви. Навязчивое стремление Франсуа повлиять на друга объяснить сложнее. В сценах со священником Шаброль предлагает религиозный подтекст, намекая на жертвенность Христа. Но весь ход событий ведет к пессимистичному финалу – слабо верится, что рождение почти здорового ребенка исправит Сержа. Слишком уж он изверился в жизни, махнул на все рукой, дошел до черты. Но в глазах окружающих он по-прежнему «прекрасен». Они буквально цепляются за его порочную харизму, может быть, видя в ней собственную разочарованность в жизни, выражение протеста. И самое главное в фильме то, что героями этой беспросветной драмы становятся те, кто, казалось бы, должен создавать новую Францию, новое поколение французов, её потенциальные лидеры. В этом и состоит вызов «новой волны» французскому обществу. Вот так, с рождения ребенка в несчастной семье и тупика в судьбах молодых французов и появилось это знаменитое кинотечение.

«Красавчик Серж» и сегодня смотрится шедевром, хотя по описанию – натуральная «чернуха». Шаброль, конечно, заостряет и усугубляет конфликты из провинциальной жизни. Но, прежде всего, он точен к деталям и ищет выразительные образы. Это и обои в кирпичик, превращающие номер Франсуа в тюремную камеру. И постоянно неубранная, смятая супружеская кровать Сержа, куда он валится в грязных сапогах. Прекрасен внезапный приход зимы, его по-картьебрессоновски заснеженные деревья и сугробы. И привычный путь Франсуа из гостиницы к дому Сержа – через пустынные улочки, мимо церкви, по местам школьных игр. Каждый новый эпизод добавляет штрихов к описанию провинциальной жизни (чем так славится Шаброль): когда Франсуа пьет кофе в доме Сержа, его наливают в большие чашки, из которых его пьют, словно бульон, а Мари тем временем ковыряется пальцем в сливочном масле.

«Серебряный парус» в 1958 году на Международном кинофестивале в Локарно за лучшую режиссуру. Премия Жана Виго в 1959 году.