Лейтон Пирс. Поэзия воды

 

Описывая перфекционизм режиссера Лейтона Пирса, его главный апологет Джон Джост в своей статье для Senses of Cinema называет его «мастером миниатюристом».

 

Пирс, как и Джост, обращает серьезное внимание на эстетическое осмысление природы цифрового изображения. Самым «джостовским» фильмом Пирса была документальная работа You Can Drive the Big Rigs (1989), где он на антураже придорожного кафетерия исследовал субкультуру типичной американской провинции. Но Пирс – художник совсем иного стиля. Пирс относится к числу авангардистов-живописцев, способных долго и мечтательно всматриваться в самые простые предметы, например, чашку с кофе или песочную лопатку, «заряжая» их содержанием.  Пирс исследует интервалы и диффузию пространств. Фильмы Пирса называют импрессионистичными, что значит не только выходящими из импрессий, но и идейно связанными с импрессионизмом в живописи в первую очередь с Моне. Изображение у Пирса нечеткое, размытое, как будто сделанное широкими мазками. Мир в его фильмах показан сквозь стакан с водой. Вода – центральный образ его искусства. Кажется, именно в работах Пирса тема воды, заданная когда-то работой H2O Ральфа Стейнера переживает свой ренессанс и свою вершину в поэтическом кинематографе.

Пирс начал снимать в 79-м и с того времени сделал около 34-х фильмов. Он живет и работает далеко от культурных столиц в центральноамериканской Айове, возможно, именно поэтому его имя только недавно начало появятся в программах выставок и фестивалей. Биографы Пирса делают акцент на том, что прежде, чем снимать кино, Пирс изучал керамику, строение джаза и электронной музыки. Сам режиссер напоминает о важности ритмического компонента в кинематографе. Лейтон Пирс говорит: «Я делаю фильмы и видео, которые являются опытом преломления времени… При монтаже я очищаю изображения, чтобы получить то, что я называю «эмоционально заряженными узлами». Этот процесс начинается с признания эмоционального и ритмического потенциала изображений».

В работе Пирса Thursday (1991) в кадре происходит немного: стынет кофе, ветер колышет тюль, по кремовым обоям бегают тени. Но Пирс утверждает важность того, что не показано: он снял эту зарисовку во время сна своего маленького сына, фиксируя отсутствие человека в мире живого сознания и его «сенсорное удовольствие от уединения». В работе The Back Steps (2001) режиссер превращает в поэзию маленький эпизод с двумя девочками, снятый на детской вечеринке на Хэллоуин. А в этюде Pink Socks (2002) все, что ему нужно для картины – стая голубей на площади в Венеции. My Person in the Water (2006)  – характерное для Пирса поэтическое высказывание, где он обыгрывает воду не только как метафору времени, но еще и как фильтр, который размывает изображение словно акварель.

 

Сайт Лейтона Пирса

Некоторые фильмы Пирса на Vimeo