Ясудзиро Одзу – 110! Из воспоминаний Стэнли Квана

 

12 декабря 2013 года исполняется 110 со дня рождения выдающегося режиссера Ясудзиро Одзу, а также 50 лет со дня его смерти. В 2012 году во Владивостоке, на кинофестивале «Меридианы Тихого», состоялась лекция гонконгского режиссера Стэнли Квана. На ней Кван рассказал о своем отношении к японскому мастеру и том влиянии, которое он оказал на многих. Сегодня мы публикуем некоторые отрывки из этого выступления.

 

1.

Я гонконгский режиссер, в свое время закончил специальность «массовые коммуникации», затем работал на гонконгском телевидении. В то время у меня был уникальный шанс – поработать с такими выдающимися представителями гонконгской «новой волны» как Энн Хуи и Цуй Харк. Для меня это была отличная возможность проявить себя. Я многое узнал от этих режиссеров, действительно очень многое. Но тогда я был помощником и не особо помышлял о том, чтобы самому снимать кино. И только после того, как я увидел фильм Ясудзиро Одзу «Токийская повесть», мои представления, и мои мысли несколько изменились.

 

2.

Ясудзиро Одзу по праву считается одним из наиболее выдающихся режиссеров в истории. В его фильмах появляется наиболее яркое и точное описание жизни людей. Его работы наполнены огромным количеством черт, которые могут быть присущи именно великим режиссерам. Они действительно заставляют людей чувствовать это. <…> При этом, истории у Одзу были очень непростыми. В его фильмах было много незначительных повседневных мелочей, которые в жизни иногда попросту не замечаешь.

 

3.

Я не японец, я родом с континентального Китая. Как китайцу, который чтит свои традиции, во время просмотра «Токийской повести» на ум мне пришла фраза из древнего китайского трактата: «Дерево хочет покоя, но ветер не останавливается. Дети хотят заботиться о своих родителях, но родителей уже нет рядом». И теперь, когда я пересматриваю этот фильм, то всякий раз вспоминаю ее, потому что для меня это очень близкая тема. Когда я был маленький, то рано лишился отца. И когда я уже закончил свою учебу, когда начал работать на телевидении, то часто думал о том, что будь со мной рядом сейчас мой отец, мне бы было гораздо лучше.

 

4.

В 2006 году я брал интервью у одного режиссера из Тайваня, который тоже был большим поклонником творчества Одзу. И когда мы с ним беседовали, нам обоим на ум пришла такая фраза: «Можно сказать, что близкое – далеко, далекое – близко». Я уже говорил о том, что Ясудзиро Одзу никогда не отступал от темы семьи в своих фильмах. Какой же нужно обладать страстью, влечением к своему делу, чтобы всю свою жизнь работать с одной темой? Во время съемок использовалась одна дистанция для того, чтобы показать всю полноту картины. И мне кажется, что это очень большая вершина и цель для каждого режиссера, которой нужно соответствовать.

 

5.

На самом деле история для Ясудзиро Одзу была не так важна. Для него важным являлась реакция людей ну ту ситуацию, в которой они находятся, отношения между людьми, какие-то особенности. Величие Одзу в том, что к своей работе он подходил очень систематично и четко. У него была цель, от которой он не отходил, соблюдал свои принципы.  Возможно, в этом – его величие и его вклад в историю кино.  На самом деле, есть много хороших режиссеров, которые очень хорошо работают в каком-то одном направлении, но так, как снимал Одзу, и то как он мог соединить такие вещи в одном фильме – казалось бы, простая семья и ничего особенного, какие-то мелочи – в этом гениальность, и в этом секрет того интереса, который вызывают его работы и по сей день.