Клер Дени. Мастер-класс

 

С 7-го по 12-е июня в Москве прошла мини-ретроспектива фильмов Клер Дени. На ее открытии показывали дебютную работу режиссера – фильм «Шоколад». После показа состоялась встреча с Клер Дени.

 

О «Шоколаде» и Алене Бельмондо

Должна вам сказать, что «Шоколад» был создан при поддержке Алена Бельмондо, брата Жан-Поля Бельмондо, в честь которого собственно и была названа кинокомпания, однако на самом деле всеми ее делами занимался Ален. Это была маленькая кинокомпания. Жан-Поль помогал своему брату, но в то время он был далек от кино и не особо вникал в производственные дела. Когда фильм показывали в Каннах, то приехал, естественно, не только Ален, но и Жан-Поль. И получилась так, что все обращали внимание только на звездного брата, а не на Алена.

 

Об открытии актера Исаака де Банколе

На самом деле его открыла не я – ко времени съёмок «Шоколада» он уже был молодым актером, играя в двух театральных пьесах. В первой он фактически был статистом, но во второй у него была полноценная роль, которую для него написал замечательный французский драматург Бернар-Мари Кольтес. Он обожал этого актера и в пьесах всегда старался написать для него какую-нибудь роль. Вот так я встретилась с Исааком. А Бернар-Мари Кольтес – это совершенно особенный драматург, так как он всегда был некой дырой во французском театральном пейзаже. Даже будучи еще совсем неизвестным, он навязывал тех актеров, которых ему хотелось видеть в своих произведениях. Когда мы снимали фильм, он приезжал к нам в Камерун в отпуск.

 

Об Африке

Я выросла в Африке и решила, что мой дебютный фильм будет об Африке, о конце колониальной эпохи, о том времени, когда я была ребенком, а это примерно конец 50-х – начало 60-х годов. В 60-е уже начался процесс освобождения африканских стран. Многие белые семьи – французские, английские, и не важно, богатые или нет – имели слуг. Это были повара, садовники, такие, как герой Исаака, и это считалось нормой для того времени – настоящая дикость. Мои родители тогда были очень молоды, но и у них были слуги. Уже тогда, будучи ребенком, я чувствовала, что такое положение вещей – на грани дозволенного, что это ненормально, особенно для молодых семей. И поэтому я решила снять фильм именно об этом.

Есть один камерунский роман, который так и называется – «Жизнь слуги». Его герой живет во французской семье, и мать семейства ведет себя с ним так, будто его вообще не существует, как будто он – вещь: она может при нем расстилать постель, принимать душ и так далее. Как будто бы он не мужчина, а пылесос или метла, как будто он не наделен половой принадлежностью. Это меня совершенно потрясло.

 

Кадр из фильма «Шоколад»

 

Детские воспоминания в фильме «Шоколад»

Поскольку я провела детство в Африке, я старалась передавать в фильм свои воспоминания, хотя и жила немного в другой среде, не совсем в такой, как в «Шоколаде». У меня были братья и сестры, все было менее метафорично, и наша жизнь была более обыденной. Мои родители были очень молоды. Мы не жили в крупных городах, и были в окр?ге фактически единственными белыми. Благодаря моим родителям я стала уважать и сильно полюбила не только африканские пейзажи, но и людей – их поведение, обычаи. И местные вели себя с нами так, как будто мы не колонизаторы, пришедшие к ним издалека, а по-соседски, очень элегантно. Эту атмосферу жизни я также постаралась передать. Но мой сценарий создавался, как сценарий дебютного фильма, и многое в нем делалось бессознательно. С одной стороны многое пугало, с другой стороны чувствовалась беззаботность. Я вела себя так, будто мне все разрешено, все можно.

 

О сходстве с актрисой Мирей Перье

Для меня это был сюрприз. Я увидела Мирей Перье в фильме «Парень встречает девушку» Леоса Каракса, и мне показалось, что она совершенно на меня непохожа, так как она – брюнетка и вообще совершенно другая; но когда она снялась в «Шоколаде», все стали говорить о нашем сходстве. Это забавно, что в кино происходит такое слияние между автором и персонажем.

 

О поваре, юмористическом персонаже из фильма «Шоколад»

Ранее Камерун был поделен на две части, соответствующие английской и французской колониям. Я подумала, что повар должен быть из английской части Камеруна, и стала искать англоязычного человека, который не боялся бы кинокамеры. И я его нашла – это был диктор камерунского радио, пусть и непрофессиональный актер, но привыкший общаться с публикой.

 

Клер Дени на съемках фильма «Белый материал»

 

О возможности снять фильм в России

В России я не первый раз, хотя и мало путешествовала по ней. Существует тысяча причин, чтобы снять фильм в России, но чтобы он действительно воплотился, нужна всего одна, но очень веская причина, иначе получится просто открыточный туристический фильм. Нужно чтобы это было глубоко укоренено в сценарии, чтобы хотелось рассказать историю, нужную самой России, чтобы твой сюжет напитался Россией. Сценарий в этом отношении как сад: нужно посадить семена и ждать, пока они прорастут, иначе ничего не получится.

 

Афроамериканцы vs европейцы

Я себе не ставила глобальной задачи. Если говорить об афроамериканцах, то в «Шоколаде» я этой проблемы перед собой вообще не ставила. Потому что Америка была страной Апартеида, в которой граница между белыми и черными, также как и в Южной Африке, была непреодолима. В то время как португальские, английские, французские колонии все-таки подразумевали чуть более теплое соседство. И в них отношения между черными и белыми существовали – пусть это и была колония, и существовал барьер, пусть и не до конца четко выраженный. В принципе я хотела рассказать об этом, но не хотела раскрывать тему во всех ее аспектах, иначе действительно пришлось бы привлечь проблемы американцев, США и так далее. Я хотела рассказать только маленький кусочек этой истории – историю о конце колониального периода.

Но к сказанному я должна кое-что добавить. У нас не было таких серьезных вещей, как Апартеид, пусть невидимая граница и присутствовала. Я сейчас не выступаю против Апартеида, а констатирую факт, что незримый барьер между чернокожими и белыми все же был. Можно было изображать гармонию в отношениях, но и тут было немало демагогии, которая также оставила свой глубокий след, хоть и не настолько глубокий, как Апартеид.

 

«Белый материал»

«Белый материал» я сняла не для того, чтобы доказать, насколько я шагнула вперед по сравнению с «Шоколадом». Просто Изабель Юппер предложила мне снять фильм по роману Дорис Лессинг «Трава поёт», в котором действие происходит в 40-е годы в ЮАР. Но я не хотела снимать о сороковых годах, и сказала Изабель: «Посмотри, в Кот-д’Ивуаре сейчас происходят очень интересные события, и можно обратиться к сегодняшнему дню» Да, в моем фильме тоже есть фермы, на которых происходят страшные вещи, но это не ЮАР сороковых. Я даже думаю, что в «Шоколаде» была своего рода надежда, что деколонизация свершится, и что этот процесс принесет плоды, тогда как в фильме «Белый материал» мы видим, что ничего не изменилось, даже в экономическом плане.

 

Кадр из фильма «Мне не спится»

 

Личная художественная территория

Вообще-то я хотела создать свою территорию, даже не художественную, а личную, чтобы она принадлежала только мне одной, но, пожалуй, это получилось у меня только в «Шоколаде». Первый фильм снимать и сложно, и просто. В этом отношении со вторым начинаются трудности, потому что твоя личная территория со всех сторон начинает подвергаться нападению. Ты должен рассчитать бюджет, тебе нужно идти вперед, тебе нужно добиться успеха, ты все время сражаешься, и каждый день тебя бомбят со всех сторон. И получается, что свою художественную территорию я почувствовала в дебютной картине, но позже так и не смогла прочувствовать ее до конца, потому что все время сражалась или оборонялась.

 

Об актрисе Беатрис Даль

Она снялась у меня в фильме «Мне не спится», хотя сначала я хотела снимать другую актрису. За неделю до съемок та отказалась сниматься у меня, и Беатрис позвонила своему агенту, который одновременно был моим очень хорошим другом, и сказала: «Клер попала в переделку, надо ее выручить. Ничего, если я заменю ту актрису? Клер не станет возражать?» Конечно, я не стала возражать, и была ей рада. Мы так и остались подругами, и до сих пор думаю, что работа с ней была исключительной. Беатрис – особенный человек: она очень скромная, считая, что ее талант заключен только в ее внешности, и, может быть, даже не признается себе до конца в том, какой силы она актриса. И юмор – вот чего у нее не отнять. После того как вышел фильм «Мне не спится» журналисты ее спрашивали, почему она снялась в этом фильме, и она, чтобы их подразнить, говорила: «А мы с Клер хотим пожениться».

 

Записал Сергей Дёшин