The Best Films of the ’90s | Alex Ross Perry

 

Alex ROSS PERRY:

Film Director (Listen Up Philip / Послушай Филип, The Color Wheel / Цветное колесо, Impolex).

 

Это, вероятно, и не удивительно – мой список склоняется в американскую сторону и почти всецело касается фильмов, которые меня формировали, которые я видел во времена своего становления и которые повлияли на мое понимание кино. Это необитаемый остров фильмов, к каждому из которых я не могу не возвращаться столь часто и не смотреть в кинотеатре при каждом появляющемся шансе.

 

Perhaps not surprisingly, my list skews American, and almost entirely to films that shaped me, and which I saw at formative times and helped influence my ideas of cinema. These are the “desert island” films, the ones that I can’t not return to every so often and see in the theater every chance I get.

 

1. Ночи в стиле буги / Boogie Nights (Paul Thomas Anderson, 1997)

Ошеломительное произведение, которое я посчитал бесконечно пересматриваемым и вдохновляющим. Первый раз, когда я увидел фильм, будучи старше возрастом, чем Пол Томас Андерсон при работе над картиной, был сокрушительно гнетущим.

***

A staggering achievement, one that I have found endlessly rewatchable and inspirational. The first time I watched it when I was an age older than Paul Thomas Anderson was when he made it was crushingly depressing.

 

2. Славные парни / Goodfellas (Martin Scorsese, 1990)

Очевидно, что это просто безупречное кино. Второе место после «Ночей в стиле буги» – но только потому, что это, наверное, десятый фильм режиссёра, а не второй, снятый кем-то, кому ещё нет и тридцати лет.

***

Just flawless filmmaking, obviously. Only second to Boogie Nights because this is the 10th or so film of a master instead of the second film made by somebody not yet 30.

 

3. Криминальное чтиво / Pulp Fiction (Quentin Tarantino, 1994)

Опять же, довольно очевидно. Этот фильм переписал правила кино для молодого Алекса. Я смотрел его в прошлом году во время съемки своего фильма, и он продолжает волновать меня так, как никогда не смогли бы большинство фильмов.

Эти первые три фильма воспринимались иначе каждый раз, когда я их смотрел в 12, 18, 25 лет и так далее. Каждый раз я чувствовал, что открываю всё заново, и что смысл фильма меняется для меня в зависимости от разных этапов моей жизни; я пересматриваю их приблизительно через каждые два года.

***

Again, fairly obvious. Re-wrote the rules of cinema for young Alex. I watched it last year while shooting a film and it continues to excite me in ways most movies could never dream. These first three films have changed every time I have seen them, at 12, 18, 25, and so on. Each time I feel like I am discovering the entire thing anew, and that its meaning changes for me depending on where I am in my life when I realize I haven’t seen it in two or so years.

 

4. Баффало 66 / Buffalo ’66 (Vincent Gallo, 1998)

Наверное, лучший пример фильма, который казался другим каждый раз, когда я его смотрел. Изначально – это еще один фильм в моем длинном списке «Инди-фильмов 90х», когда я наверстывал упущенное в подростковом возрасте. А последующие пересмотры выявили, что это одна из прекраснейших картин не только 90х годов, но и всех времен. На самом деле, превосходный фильм.

***

Perhaps the finest example of a film that seemed different to me every time I watched it. Originally yet another on my long list of ’90s indie films’ I was playing catch up on as a teenager, subsequent revisits revealed one of the finest films not just of the 90s, but of all time. Truly superlative.

 

5. Бойцовский клуб / Fight Club (David Fincher, 1999)

Первый фильм, который я воспринял как «свой». Я был на его премьере, полюбил его и пришел еще на следующий показ. На первых порах люди оказались к нему, в общем-то, безразличны, поэтому моя откровенная приверженность этому фильму ощущалась тогда очень личной.

***

The first film that felt like it was ‘mine.’ I was there opening night, loved it, and went back the next night. People in general seemed indifferent to it during that first year or so, so my outspoken devotion to this film felt very personal at the time.

 

6. Парк Юрского периода / Jurassic Park (Steven Spielberg, 1993)

Этот фильм появился в тот момент моего детства, когда настал конец развлечениям, а на смену им пришло любопытство и глубокая заинтересованность в искусстве кино.

***

This film feels like the moment my childhood appreciation of entertainment ended and was replaced by a sophisticated interest and curiosity in the craft of filmmaking.

 

7. Академия Рашмор / Rushmore (Wes Anderson, 1998)

Это был первый независимый фильм, который я посмотрел и почувствовал, что тот был словно для меня снят. И я не то, чтоб делал вид, что понимаю его лучше (см. первые несколько пунктов в этом списке и возраст, в котором я впервые посмотрел эти фильмы). Приступая к своему новому фильму с Джейсоном Шварцманом, я уже имел большой опыт, учитывая то, как этот фильм сформировал мое представление о независимом кино.

***

This was the first independent film I saw that felt like it was made for me, not that I was pretending to understand it more than I was (see: the first several items on this list, me at the age I first saw them). Getting to work with Jason Schwartzman on my new film was an incredible experience considering how much this film shaped my idea of small, idiosyncratic filmmaking.

 

8. С широко закрытыми глазами / Eyes Wide Shut (Stanley Kubrick, 1999)

Кончина Кубрика была для меня настоящим потрясением. Он был моей путеводной звездой в мире кино, воплощением чистого величия в кинематографе и моим первым героем. Мне казалось, что фильм вышел на экраны в день моего рождения, но, видимо, это произошло двумя днями позже. В кинотеатре во время премьеры, кроме меня, никого не было, и большую часть времени я размышлял о том, как это печально, что я больше не увижу «новый» фильм Кубрика. Тогда я и не подозревал, что и этот фильм, и большинство его других фильмов, в некотором роде будут казаться «новыми» с каждым просмотром.

***

The loss of Kubrick was really devastating to me. I had adopted him as my cinematic northstar, a catch-all term for pure filmmaking greatness and my earliest unabashed hero. I thought this originally came out on my birthday but apparently it came out two days later. I saw it alone in the theater opening day at noon and spent most of the time thinking how sad it was that I would only ever get to see one ‘new’ Kubrick film during my lifetime. Little did I know that this film and most of his others are ‘new’ in some way every time I see them.

 

9. Красивая работа / Beau travail (Claire Denis, 1999)

Этот фильм вошёл в список, чтобы отметить тот момент, когда я, задним числом, открыл для себя интернациональное кино, о котором мало что знал. Я должен был открыть для себя эти фильмы на видео или в архивах, когда переехал в Нью-Йорк, и этот фильм, пожалуй, был лучшим. Он был снят одной из лучших режиссеров того времени, в 90-х она действительно была на высоте.

***

This is here to represent when I, retroactively, discovered all the international cinema I was not privy to when it was being released. I had to discover these films on video or in repertory when I moved to New York, and this is perhaps the best film made by one of the best filmmakers who was really at the top of her game in the 90s.

 

10. История(и) кино / Histoire(s) du cin?ma (Jean-Luc Godard, 1988-1998)

Это просто великолепно, хотя я не уверен, можно ли этот фильм официально считать фильмом 90-х, но именно тогда его закончили создавать. Он является символом всего, что было до него, а значит, это идеальный фильм для завершения списка.

***

It’s just great, though I’m not sure it even officially counts as a 90s movie but that’s when it was finished. It stands for everything up to this point, so a perfect film to end on.

 

 

Back to top