«Naissant» Стивена Двоскина

 

«Наблюдать за людьми – это самое захватывающее зрелище», – говорит Стивен Двоскин в своей кино-автобиографии «Пытаясь поцеловать луну» (1994). Типичный кадр из Двоскина: голая женщина, продолжительно и неловко снимаемая статичной камерой. Классическая фигура критики – камера как мужской взгляд, классическая бинарность – патриархальное субъектно-объектное отношение.

 

Двоскин был неканоническим порнографом и осознанным вуайером, к тому же в инвалидном кресле. В одном из его показательных фильмов «Момент» (1968) актриса Тина Фрейзер мастурбирует перед камерой. Но в кадре только ее голова. Тело, как и эффект оргазма, вытеснено за рамку, такая вот трансцендентность. Но действуя, на первый взгляд, как сексист, Двоскин, как ни странно, оказывается по ту же сторону дискуссии, что и феминистка ВАЛИ ЭКСПОРТ, которая, например, в «Мужчина и женщина и животное» (1973) показывает всё.

Двоскин оголяет ничтожность и безопасность пассивного взгляда. Он действует не как невидимый маскулин-любовник, а как нерешительный психоаналитик. Его интересует не виртуальная эротическая сага, а возможность или невозможность человеческого взаимодействия. Двокин, как и Левинас, помнит, что лицо есть выражением сути Другого, и то и дело возвращается к исследованию взгляда и мимики. «Лицо – это центр экспрессии для меня».

С лица начинается и заканчивается фильм «Naissant» (1964-1967) – ранняя работа Двоскина, снятая им на стыке переезда из Нью-Йорка в Лондон. В ней режиссер может показаться «вторым Уорхолом». Но и Уорхол-режиссер тогда еще не был достаточно известен, и в отличии от короля поп-арта, Двоскин – не столько хроникер повседневности, сколько тополог эмоциональных колебаний. Музыку к фильму написал замечательный композитор-минималист Гэвин Брайерс.

 

 

Олександр Телюк