«Сразу отовсюду» Алена Берлинера

Ален Берлинер – медиа-художник и  режиссер коллажных документальных фильмов из Манхэттена. В 2002 году в Мадриде о Берлинере вышла книга «Человек без кинокамеры». Дело в том, что свои фильмы Берлинер, подобно Брюсу Коннеру, Ги Дебору, Петеру Черкасски или Крэйгу Болдуину, создает исключительно на монтажном столе. Материалом для его работ служат архивные видеоматериалы – found footage.


Ранние короткометражные коллажные работы Берлинера были склонны к философским обобщениям и исследованию отношений между звуком и изображением в кино. Например, в фильме «Миф в электрический век» (Myth in the Electric Age, 1981) звуковым комментарием к кадрам, изображающих технические и естественные ритмы, был использован голос Маршалла Маклюэна. В работе «Естественная история» (Natural history, 1983) весь саундтрек состоял из голосов 33 лягушек, 22 птиц, рычания льва, свиста бомбы и сердцебиения.

Самым известным и оригинальным творением Берлинера считается часовой «Семейный альбом» (The Family Album, 1986). Для его создания был использован обширный архив домашнего видео, снятого простыми американцами на 16 мм в 1920-50 годах, а также коллекция любительских интервью того же времени. Берлинер выстроил архивные кадры в строгой последовательности: от рождения и детства до зрелости и старости персонажей, а затем подобрал к каждой сцене наиболее адекватные фрагменты из интервью. Таким образом, из наивных видео-зарисовок, режиссерами которых выступали анонимные кинолюбители, снимавшие свои семьи во время пикников или юбилеев, Берлинер создал очень точный и трогательный портрет довоенной Америки.

Заново всеобщее внимание к Берлинеру вернулось в прошлом году, после того как его фильм First Cousin Once Removed (2012) получил гран-при на престижном Амстердамском фестивале документальных фильмов.

Фильм «Сразу отовсюду» (Everywhere At Once, 1985) относится к раннему периоду творчества Алена Берлинера и выдает в нем умелого мастера контрапунктов. Фильм является иллюстрацией типичного берлинеровского монтажа, в котором сопряжения видео и аудио создает любопытный водоворот семиотичеких аналогий и напоминает работы Артавазда Пелешяна.

Олександр Телюк