Клип недели. «Dance dance dance» Danko Jones

 

Что такое танец? Как возможен танец? Этим двум вопросам не хватает третьего: как смотреть на танцующие тела? Расхожее представление, что танец это эвфемизм для любовных игр, не только заостряет углы, но и выносит за скобки зрителя: по этой логике он вовсе не участник, а попросту вуайерист. Но что если танцу необходим наш взгляд в не меньшей степени, чем партнёр в парном движении? И тогда возникает иной вопрос: как освободить взгляд от нагрузки желания, которое порой затмевает само движение? Возвращаясь к образам танца из фильма Амира Чамдина «По высшей воле» и всматриваясь в его новый клип, снятый для канадских рокеров Danko Jones, Олег ГОРЯИНОВ находит способы такого зрительского взгляда.

 

В 2006 году шведский клипмейкер с сирийскими корнями Амир Чамдин дебютировал фильмом «По высшей воле» (Om Gud vill, 2006), который по праву может считаться одной из самых странных любовных историй в кино XXI века. Сделав себе имя несколькими успешными клипами для The Cardigans (в том числе получив награду MTV за You’re the Storm), Чамдин в соавторстве с друзьями написал сценарий фильма, в котором сыграл главную мужскую роль и встал за режиссёрское кресло. Работа с вокалисткой The Cardigans Ниной Перссон позволила дебютанту привлечь её на главную женскую роль, что придало фильму особую элегическую атмосферу, перекинувшуюся на фильм из музыки её группы.

 

 

Любой, кто хотя бы однажды смотрел «По высшей воле», с трудом отмахнётся от впечатления анахронизма: столь тактично, почти невинно показывать на экране любовное чувство, рождённое из случайной встречи/фантазии, кино давно разучилось. Дело не в черно-белой картинке, переносе событий в 1975 год и иной формальной стилизации под «семидесятые». Чамдин в первую очередь бережно отнёсся к женской фигуре, вокруг которой его герой скромно выписывал  круги, опасаясь её смутить и потревожить. Взять, например, сцену в лифте, где он и она ощущают неловкость, оказавшись в тесном пространстве. По-детски застенчивый взгляд Чамдина и растерянно вопрошающий взор Перссон прерываются не логичным в такой ситуации поцелуем и не продляются ожиданием телесного контакта в дальнейшем, вместо этого режиссёр принимает иное решение. Вспоминая о том, что он умеет снимать хорошие клипы, Чамдин смущенно прикрывается восхитительной аллегорией, где танец и песня не замещают поцелуй, а воплощают его в форме художественного образа. Фильм балансирует на грани между нерешительностью подростка, ошеломлённого встречей с женщиной-мечтой, и чутким отношением профессионала к тому, как это должно быть воплощено на экране. Чувственность мужского/женского у Чамдина не лишена телесного начала, но всё плотское прикрыто покрывалом уважения и восхищения.

 

Эпизод в лифте из фильма «По высшей воле»

 

Учитывая вышесказанное, сотрудничество Чамдина с канадским трио Danko Jones видится, по меньшей мере, неожиданным. В лирике их песен, агрессивной сексуальности ритмов, наконец, в клипах этого коллектива фигура женщины часто становилась предметом фетишистского поглощения. Взять хотя бы видео на песни Legs или First Date: каждый из них легко обвинить в сексизме, хотя (само)ирония исполнителей и оставляет лазейку для иного восприятия увиденного. Однако атакующая музыка и сексуально озабоченная модель поведения группы Danko Jones на сцене в любом случае имеет мало общего с утонченностью взгляда одного из последних романтиков Чамдина.

 

 

Поначалу клип на песню Dance dance dance видится скорее детищем музыкантов: под волнующе-зазывающие ритмы в кадре одна за другой появляются три девушки, развлекая взгляд зрителя своими телодвижениями. Однако чем дальше, тем тревожнее кажется несовпадение между ожиданиями от образа и тем, что видимо на самом деле. Не устраняя сексуальность танца, не отклоняя возможность зрительской объективации, клип – благодаря как съёмке всего действия одним планом, так и едва уловимому рассинхрону в движениях трёх девушек – освобождается от нагрузки либидинальных проекций и превращается в непрерывной поток, который перебивает (сексистское) дыхание. Речь теперь идёт не о возгонке желания игривым отклонением взгляда, но о приглашении увидеть в изгибах женских тел что-то помимо предмета удовлетворения (не только) визуального сладострастия. То, что легко могло бы превратиться в ещё один заурядный образец male gaze, в союзе Амира Чамдина и Danko Jones оказалось образцом движения, уходящего по ту сторону принципа наслаждения.

 

 

Олег Горяинов