Лучшие фильмы 2019 года | Вячеслав Чёрный. Я не сын короля, сын я тлена и небытия

     

    1. «Слишком стар, чтобы умереть молодым» (Too Old to Die Young), Николас Виндинг Рёфн, США, 2019

    Сиреневый (неоновый) туман над нами проплывает, над тамбуром горит полночная звезда, кондуктор (режиссер) не спешит, кондуктор (режиссер) понимает — и даже если зритель не очень, то он все равно жаждет прокатиться в голубом (неоновом) вагончике в любое из направлений на выбор кондуктора, машиниста, директора вокзала. Бесконечное путешествие, как раз для тех, кто с удовольствием готов заплатить цену отсечения.

     

    2. «Ирландец» (The Irishman), Мартин Скорсезе, США, 2019

    Жизнь после работы? Возможно — но не для давно умерших на рабочем месте, даже если всё еще де-факто живых по прихоти Фемиды. Из известной узкому кругу лиц конструкции «тлен и еб<вырезано цензурой>» (второго заглавия к поделке Серра этого года) здесь только тлен. Тлен был, есть и будет какое-то время, пока не откинется сказитель. Пока длится последняя сказка, мафия всё ещё та.

     

    3. «Бакурау» (Bacurau), Жулиано Дорнель, Клебер Мендонса Филью, Бразилия, Франция, 2019

    Жанровый/политический жест, кровавый урок в духе carpenterienne.

     

    4. «Жанна» (Jeanne), Брюно Дюмон, Франция, 2019

    Герои расставлены как фигуры на шахматной доске: в кадре и во времени. Мы уже смотрели эту партию, знаем все ходы — или нет? Трогательная работа с мифом, богохульство автора и подразумевающаяся бездна девичьих глаз.

     

    5. «Поль Санчес вернулся!» (Paul Sanchez est revenu!), Патрисия Мазюи, Франция, 2018

    Мазюи не глядя схватывает оптику «новых французов» (Гироди, Рэйбо, Перетятько), параллельно со зрителем находясь в поисках персонажа, истории по имени Пол Санчес, который (не)возвращается.

     

    6. «Долгий день уходит в ночь» (Di qiu zui hou de ye wan), Би Гань, Китай, Франция, 2018

    «Разница между фильмом и воспоминанием заключается в том, что фильмы ненастоящие, они состоят из серии сцен, а воспоминания сотканы из правды и лжи, они появляются и исчезают перед глазами». В этом режиссер прав. Его наглый, безбожно затянутый опус – сон вперемешку с лоскутами памяти. Ведь только во сне мы можем вернуться домой, не застав руины и ночь, последнюю ночь на Земле.

     

    7. «Рэй и Лиз» (Ray & Liz), Ричард Биллингэм, Великобритания, 2018

    Пролетарская любовная песня Биллингэма в ожидании следующего пасмурного дня. Обернись, мне не встать без твоей руки. Слишком человечный и поэтому невыносимый опыт.

     

    8. «Свистуны» (La Gomera), Корнелиу Порумбойю, Румыния, Франция, Германия, 2019

    Порумбойю в очередной раз пытается вырваться из-под контроля системы посредством языка, зачастую неотличимого от утопии, равно кино. Румыния mon amour.

     

    9. «Оленья кожа» (Le daim), Квентин Дюпьё, Франция, 2019

    Басня о разрыве связей между людьми. Кинокамера в режиме «без иллюзий». В своем самом депрессивном выходе Дюпьё как никогда близок к пустоте из натуральной замши.

     

    10. «Однажды в Голливуде» (Once Upon a Time… in Hollywood), Квентин Тарантино, США, Великобритания, Китай, 2019

    История стала легендой, легенда — мифом, а потом и анекдотов насочиняли. Кино — это пространство вне времени; голливудские тела не гниют, папочкино кино не умирает — по крайней мере в параллельной реальности, из которой ведет почти документальное вещание Тарантино.

     

    11-20:

     

    11. «Паразиты» (Gisaengchung), Пон Джун-хо, Южная Корея, 2019

    12. «Солнцестояние» (Midsommar), Ари Астер, США, Швеция, Венгрия, 2019

    13. «Синонимы» (Synonymes), Надав Лапид, Израиль, Франция, Германия, 2019

    14. «Дождливый день в Нью-Йорке» (A Rainy Day in New York), Вуди Аллен, США, 2019

    15. «Кенкен и инопланетяне» (Coincoin et les z’inhumains), Брюно Дюмон, Франция, 2018

    16. «В моей комнате» (In My Room), Ульрих Кёлер, Германия, Италия, 2018

    17. «Джокер» (Joker), Тодд Филлипс, США, 2019

    18. «Томмазо» (Tommaso), Абель Феррара, США, Италия, Великобритания, Греция, 2019

    19. «Асако 1 и 2» (Netemo sametemo), Рюсукэ Хамагути, Япония, 2018

    20. «Озеро диких гусей» (Nan fang che zhan de ju hui), Дяо Инань, Китай, Франция, 2019

     

    Документ года:

    «Родина — это место во времени» (Heimat ist ein Raum aus Zeit), Томас Хайзе, Германия, Австрия, 2019

     

    Российский фильм года:

    «Однажды в Трубчевске», Лариса Садилова, 2019

     

    Guilty pleasure года:

    «К звездам» (Ad Astra), Джеймс Грэй, США, Китай, Бразилия, 2019

     

    Анимация года:

    «Я потеряла своё тело» (J’ai perdu mon corps, 2019), Жереми Клапен, Франция, 2019

     

     

    Читайте также:

    ТОП-10 фильмов 2018 года

    ТОП-10 фильмов 2017 года

    ТОП-10 фильмов 2016 года

    ТОП-10 фильмов 2015 года

    ТОП-10 фильмов 2014 года

    ТОП-10 фильмов 2013 года

    ТОП-10 фильмов 2012 года

    ТОП-10 фильмов 2011 года

    ТОП-10 фильмов 2010 года

     

     

    К списку авторов