Лучшие фильмы 2018 года | Станислав Лукьянов. Не по себе. От этой тихой и чужой зимы

 

«Между рядами» (In den Gangen), Томас Штубер, 2018

Супермаркет как мир. Романтическая драма из жизни немецких работников прилавка, рохли и палеты. Великолепный электронно-роково-блюзовый саундтрек сопровождают муки любви, социализации и карьерного роста в провинциальном капиталистическом форпосте на заснеженных задворках бывшего соцлагеря.

 

«Слон сидит спокойно» (Da xiang xi di er zuo), Ху Бо, 2018

Астения, зимний холод, всеобщая дешевизна людей и дороговизна вещей, замучивший перенаселенный Китай квартирный вопрос. История аутсайдеров, ушедших из дома, где погасли огни человеческих отношений, и отправившихся бродить по дорогам разочарований. Вспоминаются все советские и постсоветские кинохиты времён «Ассы» и «Такси-блюза».

 

«Дикая груша» (Ahlat Agaci), Нури Бильге Джейлан, 2018

Все то, из чего российские режиссеры своими кривыми руками пытаются собрать кино – хмурая городская застройка, дисфункциональная семья в типовой хрущёбе, брейгелевские пейзажи, немного классической музыки и живописи. Молодой поэт ищет способ издать книгу и повлиять на страдающего игроманией отца – турецкий фильм неожиданно оборачивается классическим американским инди из провинциальной жизни.

 

«Вестерн» (Western), Валешка Гризебах, 2017

Несложно представить эту историю про немецких гастарбайтеров в летней болгарской глухомани в исполнении Алена Таннера. Впрочем, у Гризебах свой собственный документально-лирический подход, да и исполнитель главной роли подымает рюмку ракии не хуже Бруно Ганца.

 

«Баллада Бастера Скраггса» (The Ballad of Buster Scruggs), Итан Коэн, Джоэл Коэн, 2018

«Сумрачная шпора» и «Байки из прерии» – фильм Коэнов, конечно, не чистопородный вестерн, а коллекция рассказов в стиле Бирса и О’Генри, перенесенная на Дикий Запад. Американцы всегда были мастерами короткого рассказа, литературные критики даже писали, что этот жанр лучше всего выражает их как нацию. Коэны выступили с ним там, где он фигурировал реже всего, по крайней мере, в кино. Тягучим южным говорком и с заливистым аппалачским хохотом они вслед за Джоном Хьюстоном («Жизнь и времена судьи Роя Бина») изгаляются над вестерном, над героями, над зрителем, над самим американским характером, в конце концов. Но каждая история полна тут не только перца, но и жизненной мудрости, ребята!

 

«Золотые выходы» (Golden Exits), Алекс Росс Перри, 2017

Карьерные и сексуальные амбиции интеллигентных нью-йоркцев разыграны с чеховским драйвом и с необычайной простотой и выразительностью зафиксированы на 16-мм плёнку гениальной камерой Шона Прайса Уилльямса.

 

«Под Сильвер-Лэйк» (Under the Silver Lake), Дэвид Роберт Митчелл, 2018

33-летний слакер, любитель «Нирваны» и устаревших компьютерных игр, попадает в такой же слакерский мир лос-анджелесского нуара – с таинственными хипстершами и зловещими деятелями шоу-бизнеса. Ох, не те книги и не те фильмы читал-смотрел он в детстве, не Пинчона с Чандлером, и не Антониони с Олтменом. Режиссер предлагает нам героя, который проходит через этот тёмный линчевско-келлевский мир, словно застрявший лист бумаги – через ксерокс: измятым, но таким же девственно пустым.

 

«Пылающий» (Burning), Ли Чхан Дон, 2018

Психологические соревнования между золотой корейской молодёжью и выскочками из низов за право выглядеть еще циничнее, жёстче, бездушнее. Реальность тесных съемных квартир и крикливых торговых центров проецирует человеческие личности исключительно в материальную плоскость.

 

«Я, Тоня» (I, Tonya), Крейг Гиллеспи, 2018

Один из многочисленных фильмов снятых за последние почти уже 30 лет в квази-попсово-псевдодокументально-клиповой манере «Славных парней» Мартина Скорсезе. И это один из самых удалых и голосистых птенцов из этого нахального выводка. Коньки амбициозной девчонки рассекают лёд, выбивая медали и контракты, но холодная снежная крошка запорошит любые отношения между родственниками, любовниками и друзьями.

 

«Я люблю тебя, папочка» (I Love You, Daddy), Луи Си Кей, 2017

Пост-вудиалленовский чёрно-белый мир рыхлых центровых нью-йоркских сценаристов с их плешивым кризисом среднего возраста, c ещё более пожилыми ловеласами-конкурентами, не такими потертыми любовницами и вступающими во взрослую жизнь бодипозитивными дочерями. В жизнь, которая жестче и трезвее любого сценария, который они напишут. Режиссер узнал это на собственной шкуре, потом.

 

«Смерть Сталина» (The Death of Stalin), Армандо Ианнуччи, 2017

Русские как видят нас на Западе – ходим летом в шапках-ушанках и ставим друг друга к стенке. Конечно, Ианнуччи сам успешно перетряхивает эти стереотипы, чтобы их языком, с монти-пайтоновскими коленцами и в понятных западному зрителю категориях рассказать о хитрых сталинских царедворцах, борющихся за власть на трупом Красного монарха. Мой фаворит – роскошный маршал Жуков, пересыпанный орденами и медалями шеф отряда советской армии по борьбе с коммунистическими гангстерами.

 

«Ферма «Мадбаунд» (Mudbound), Ди Рис, 2017

Итальянской душевной теплоты и неореалистического разлива история нищих белых и черных фермеров из дельты Миссисипи.

 

«Горе-творец» (The Disaster Artist), Джеймс Франко, 2017

Основанная на самых реальных событиях и характерах история создания самого плохого фильма в мире. Однако в руках Франко это просто какой-то «Это Спайнал Тэп!» из мира кино – пародийная история незадачливых романтиков от киноиндустрии, которых ты и полюбишь, и поймёшь, и узнаешь в них самую чуточку себя.

 

«Апгрейд» (Upgrade), Ли Уонелл, 2018

Лучший фантастический боевик года для всех, кто любит фильмы Ридли Скотта и Верхувена и утомился от политкорректных нотаций, с комсомольской прямотой напиханных в персонажи и сюжет. История мести, колоритные киборги-уголовники, зловещий компьютерный разум, отличные драки. Да, вот таков наш мир, где вкалывают роботы, а не человек.

 

Синефильская валентинка года

«Прогульщики» (Shirkers), Санди Тан, 2018

Несколько перепродюсированная Netflix история юных сингапурских синефилок, поклонниц Джармуша и Годара. Уже в 1992 году они пытались снять типичный фильм Уэса Андерсона, но сами оказались в фильмах Риветта и Вендерса. Продюсер и режиссер скрылся со всем отснятым материалом, и банки с плёнками всплыли лишь спустя многие годы…

 

Guilty pleasure года

«Холодная война» (Zimna wojna), Павел Павликовски, 2018

Несчастная издерганная пара из польского социалистического барака бродит по Европе от Варшавы до Парижа, а кажется – по всем европейским и американским фильмам 60-х и 70-х. Закрывающийся бар, романтичную мансарду, заснеженный концлагерь видели на экране не раз. Но плотность и неоригинальность дежавю на экране такова, что возникает киноцитатный эффект Кулешова – начинаешь видеть оммажи из Тарковского там, где их нет (а может всё-таки есть?). Еще немного, и бедные любовники сами начнут спрашивать зрителей с экрана, где они – в фильме Кассаветиса или в экранизации Кундеры?

 

 

Читайте также:

ТОП-10 фильмов 2017 года

ТОП-10 фильмов 2016 года

ТОП-10 фильмов 2015 года

ТОП-10 фильмов 2014 года

ТОП-10 фильмов 2013 года

ТОП-10 фильмов 2012 года

ТОП-10 фильмов 2011 года

ТОП-10 фильмов 2010 года

 

 

К списку авторов