Наши 70-е: выбор авторов Cineticle

 

Журналу Cineticle исполняется 7 лет!

В прошлые дни рождения мы рассказывали о медленных нулевых, тысячеликих 90-х, игривых 80-х; а сегодня попадаем в 1970-е. Пожалуй, трудно вообразить лучшее время для кинематографа. Для кинематографа, который по-настоящему существует лишь в этом маленьком зазоре мимолетной зрительской/зрительной памяти – между визуальным образом и его исчезновением. Наши 1970-е – это 20 взглядов назад, 20 страстных попыток удержать то последнее мгновение перед тем, как лицо Эвридики растворится навсегда.

 

Станислав Битюцкий | Дмитрий Буныгин | Олег Горяинов

Юрий Грыцына | Сергей Дёшин | Дмитрий Здемиров

Максим Карпицкий | Юлия Коваленко | Руслан Кулевец

Влад Лазарев | Максим Леонов | Станислав Лукьянов

Никита Поршукевич | Максим Селезнёв | Наталья Серебрякова

Ю. Томан | Мария Торхова | Алексей Тютькин

Артём Хлебников | Вячеслав Чёрный

 

Станислав БИТЮЦКИЙ

70-е годы в украинском кино принято считать десятилетием застоя. Первым после 60-х, одним из многих после. Но в этот период хватало и действительно прекрасных картин, некоторые из которых сегодня почему-то почти забыты. Первые шесть фильмов из списка – это фильмы, которые я пересматривал по несколько раз, которые очень люблю и часто вспоминаю. Шесть остальных – те, без которых просто не могу представить себе украинское кино, не только в 70-е.

 

«Познавая белый свет» (1978) Кира Муратова

Пограничный фильм Муратовой, снятый на стыке ее раннего романтического периода и позднего китчево-абсурдистского. «Познавая белый свет» – это история о состоянии между, о заполняемых пространствах, о многочисленных отражениях и двойниках, а заодно фильм, где есть самая прекрасная для меня сцена в фильмографии Киры Георгиевны – эпизод с Ниной Руслановой в свете фар.

«Перед экзаменом» (1977) / «Свое счастье» (1979) Вячеслав Криштофович

Вячеслав Криштофович – очень недооцененная фигура в украинском кино, а многие его фильмы уже давно нуждаются в грамотном переосмыслении. Герои Криштофовича – почти всегда максималисты, которые не могут приспособиться к окружающему миру. Все это есть уже в его дебюте – одном из самых нежных наших фильмов о юности, который можно даже назвать украинским предшественником «Перед рассветом» Линклейтера, только снятым за двадцать лет до него, в советских реалиях и на живописных улицах Киева. Это же есть и в его втором фильме – «Свое счастье», маленьком шедевре о маленьком человеке и его тихом протесте.

«Я и другие» (1971) Феликс Соболев

Работы «Киевнаучфильма» – важная веха в истории украинского кино, Феликс Соболев – ее ключевая фигура, фильм «Я и другие» – один из самых смелых его экспериментов, который одновременно можно рассматривать как научно-популярное кино, хронику и даже авангард.

«Хлеб и соль» (1970) Григорий Кохан, Николай Макаренко

Сейчас уже плохо помню этот фильм, но помню, что, когда впервые увидел его, был под большим впечатлением. От самой темы и от той деликатности, с которой она была подана. От совмещения рассказа о частном, с этой трагичной любовной линией на фоне живописных полей, и общего, с историей об украинском селе и вынужденном переселении его жителей.

«Голубое и зеленое» (1970) Виктор Гресь

За год до этой 38-минутной короткометражки Гресь снял авангардную зарисовку «Слепой дождь». «Слепой дождь» был фильмом-фантазией и наблюдением, где все действие происходило в настоящем времени. «Голубое и зеленое» – его вольное продолжение, напоминающее скорее воспоминание: о первой влюбленности, первом поцелуе, первых отношениях. Причем, как и положено такому кино, за всем этим скрывался еще и грустный рассказ о взрослении или скорее даже о его неизбежности.

+

«Тревожный месяц вересень» (1976) / «Захар Беркут» (1972) Леонид Осыка

«Вавилон ХХ» (1979) Иван Миколайчук

«Бирюк» (1977) Роман Балаян

«Белая птица с чёрной отметиной» (1970) Юрий Ильенко

«Олеся» (1971) Борис Ивченко

[к оглавлению]

 

Дмитрий БУНЫГИН

Идеальное кино 1970-х годов – это крупный план Мишеля Лонсдаля, всматривающегося в зрителя («Осень» Ануна), и герои моих любимых лент этого переходного десятилетия, запомнившегося в качестве сезона в аду или эдаких les grandes vacances меж двумя декадами китча (между хиппи и яппи), провожают события жизни все- либо невидящим взглядом, будто приговорённые, не нашедшие особого смысла в побеге, или пленники урагана, в который вырос ветер, способный веять, куда хочет (но не способный объяснить – чего). Люди, что бессильно внимают снам с открытыми глазами (Жиль, Суттер, Эсташ, Дюрас, Петит, Бене, Смирнов), то трепыхаясь в силках кошмара (Карпентер, Хьюстон, Дуглас, Раппапорт, Басов), то пробуждаясь от испуга (Котчефф, Фассбиндер, Херцог). Иногда эти сны – волшебная ложь, аберрация измученного разума, молящего о сказке (Даниэльссон, Кассаветис, Краг-Якобсен, Олтмен, Тейт). Кто-то смотрит, предвидя будущее заранее (Наполеон Уилсон у Карпентера; Билл Денни у Олтмена, Сеймур Московитц у Кассаветиса), кому-то не отвести взор от прошлого (рассказчики у Дюрас, Дугласа, Раппапорта; Пьер Брюмо у Жиля, Филиппок у Авербаха), кто-то терпит, хотя ему колет глаза, кто-то не может терпеть и буквально себя ослепляет, как Хэйзел Моутс у Хьюстона, или отключает себя равно ото сна и пробуждения, как Франсуа Ноле у Жиля, или совершает символическое убийство, мстя средоточию сна, как Франц Войцек у Херцога. Часть фильмов в моём топе не имеют ни рассказчиков, ни персонажей, эти фильмы и есть пресловутые сны, статичные планы с изменчивой цветовой гаммой и сосущей глубиной движения (Джост, Гер, в немалой степени Дюрас и Петит).

Мои 70-е – это «время взглядов» (подзаголовок замечательной картины Даниэля Шмида «Голубка» (1974), к сожалению, не вошедшей в список), бытовавших и в предыдущие десятилетия, но утвердившихся именно в этом. Взгляды двоятся, пересекаются, образуют устойчивую пару: Олтмен подхватывает у Котчеффа пьяный мотив товарищеского разгуляй-поля; Анун прокладывает свой «живописный путь» за несколько лет до одноименной ленты, фактически составляя дорожную карту для Марка Раппапорта, который не удержится ни от прямых, ни от косвенных заимствований из «Осени»; любовники смирновской «Осени», пленники трёх стен, перестукиваются с любовниками из «Осени» Ануна, по своей воле запершихся в тесном кадре; сатанёнок Курта Рааба проступает в святоше Брэда Дурифа; дети Дугласа и Арановича прячутся от дождя, укрывшись одной шинелью; швейцарский таксист Гектор едет (или нет) навстречу лондонскому диск-жокею Роберту.

Общий ТОП зарубежного кино:

«Каньон» (Canyon, 1970) Джон Джост

«Джеймс или нет» (James ou pas, 1970) Мишель Суттер

«Свет земли» (Le clair de terre, 1970) / «Неоднократные прогулы» (Absences répétées, 1972) Ги Жиль

«Осень» (L’automne, 1971) Марсель Анун

«Проснуться от испуга» (Wake in Fright, 1971) Тед Котчефф

«Минни и Московитц» (Minnie and Moskowitz, 1971) Джон Кассаветис

«Моё детство» (My Childhood, 1972) Билл Дуглас

«Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973) Жан Эсташ

«Калифорнийский покер» (California Split, 1974) Роберт Олтмен

«Эврика» (Eureka, 1974) Эрни Гир

«Нападение на 13-й участок» (Assault on Precinct 13, 1976) Джон Карпентер

«Сатанинское отродье» (Satansbraten, 1976) Райнер Вернер Фассбиндер

«Живописный путь» (The Scenic Route, 1978) Марк Раппапорт

«Хочешь увидеть мой прекрасный пупок?» (Vil du se min smukke navle?, 1978) Сёрен Краг-Якобсен

«Приключения Пикассо» (Picassos äventyr, 1978) Таге Даниэльссон

«Войцек» (Woyzeck, 1979) Вернер Херцог

«Аврелия Штайнер (Мельбурн)» (Aurélia Steiner (Melbourne), 1979) / «Аврелия Штайнер (Ванкувер)» (Aurélia Steiner (Vancouver), 1979) Маргерит Дюрас

«Манфред – концертная версия в форме оратории» (Manfred – versione per concerto in forma d’oratorio, снят в 1979-м году, впервые показа в 1983-м году) Кармело Бене

«Мудрая кровь» (Wise Blood, 1979) Джон Хьюстон

«Под звуки радио» (Radio On, 1979) Кристофер Петит

Специальное упоминание:

«Кода» (Tailpiece, 1976) Маргарет Тейт

ТОП-10 советского кино:

«Цвет белого снега» (1970) Анатолий Васильев, Суламбек Мамилов

«Опасный поворот» (1972) Владимир Басов

«Не болит голова у дятла» (1974) Динара Асанова

«Осень» (1974) Андрей Смирнов

«Вариант «Омега» (1975) Антонис Воязос

«Объяснение в любви» (1977) Илья Авербах

«Перед экзаменом» (1977) Вячеслав Криштофович

«Летняя поездка к морю» (1978) Семён Аранович

«Когда я стану великаном» (1978) Инна Туманян

«Вавилон XX» (1979) Иван Миколайчук

ТОП-10 эротических/порнографических фильмов:

«Парни на пляже» (Boys in the Sand, 1971) Уэйкфилд Пул

«Розовый нарцисс» (Pink Narcissus, 1971) Джеймс Бидгуд

«Доклад о медсёстрах» (Krankenschwestern-Report, 1972) Вальтер Боос

«Крепкий стояк» (High Rise, 1973) Дэнни Стейнманн

«Новая жизнь Мисти Бетховен» (The Opening of Misty Beethoven, 1976) Рэдли Мецгер

«Девять жизней влажной киски» (9 Lives of a Wet Pussy, 1976) Абель Феррара

«Кутежи» (Parties fines, 1977) Жерар Кикоин

«Неприличные поступки Клаудии» (The Violation of Claudia, 1977) Уильям Ластиг

«Эротические приключения Кэнди» (Erotic Adventures of Candy, 1978) Гэйл Палмер, Боб Чинн

«Женщины из камеры № 9» (Frauen für Zellenblock 9, 1978) Хесус Франко

ТОП-10 хорроров:

«Топор для новобрачной» (Il rosso segno della follia, 1970) Марио Бава

«Поезд ужаса» (Horror Express, 1972) Эухенио Мартин

«Мессия зла» (Messiah of Evil, 1973) Уиллард Хайк, Глория Кац

«Обезумевший» (Deranged, 1974) Алан Ормсби, Джефф Джиллен

«Окровавленные губы» (Lèvres de sang, 1975) Жан Роллен

«Смерть среди айсбергов» (Orca, the Killer Whale, 1977) Майкл Андерсон

«Фантазм» (Phantasm, 1978) Дон Коскарелли

«Хэллоуин» (Halloween, 1978) Джон Карпентер

«Жажда» (Thirst, 1979) Род Харди

«Инферно» (Inferno, 1979) Дарио Ардженто

ТОП-10 анимационных фильмов:

«Кто пасется на лугу?» (1973) Галина Баринова

«Самообслуживание» (Self Service, 1974) Бруно Боццетто

«Осьминожки» (1976) Раса Страутмане

«Фантазия на тему Библии» (Fantabiblical, 1977) Гуидо Манули

«Принцесса и Людоед» (1977) Эдуард Назаров

«На задней парте» (1978) Валерий Угаров

«Срочная доставка» (Special Delivery, 1978) Юнис Маколей, Джон Уэлдон

«Волшебное кольцо» (1979) Леонид Носырев

«Дораэмон» (Doraemon, 1979) Цутому Сибаяма

«Начиная» (Getting Started, 1979) Ричард Конди

Актриса десятилетия: Бриджит Ляэ / Елена Цыплакова

Актёр десятилетия: Дарвин Джостон / Михаил Ефремов

[к оглавлению]

 

Олег ГОРЯИНОВ

10 самых важных фильмов для истории кино:

1. «Out 1, не прикасайся ко мне» (Out 1, noli me tangere, 1971) Жак Риветт, Сюзанн Шиффман

2. «Двухполосное шоссе» (Two-Lane Blacktop, 1971) Монте Хеллман

3. «Весна» (Le printemps, 1972) Марсель Анун

4. «Сегодня ночью или никогда» (Heute nacht oder nie, 1972) Даниэль Шмид

5. «Жорж кто?» (George qui?, 1973) Мишель Розье

6. «Обычные отношения» (Casual Relations, 1974) Марк Раппапорт

7. «Бенильда, или Богоматерь» (Benilde ou a Virgem Mãe, 1974) Мануэль ди Оливейра

8. «Жанна Дильман, набережная Коммерции 23, Брюссель 1080» (Jeanne Dielman, 23 quai du Commerce, 1080 Bruxelles, 1975) Шанталь Акерман

9. «Тропы» (Veredas, 1978) Жуан Сезар Монтейру

10. «Мы кружим в ночи, и нас пожирает пламя» (In girum imus nocte et consumimur igni, 1978) Ги Дебор

10 самых важных фильмов для настоящего момента:

1. «Смерть Марии Малибран» (Der Tod der Maria Malibran, 1972) Вернер Шрётер

2. «Урок истории» (Geschichtsunterricht, 1972) Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб

3. «Жем» (Jaime, 1974) Антониу Рейш

4. «Приказы» (Les ordres, 1974) Мишель Бро

5. «Вехи» (Milestones, 1975) Роберт Крамер, Джон Дуглас

6. «Торре Бела» (Torre Bela, 1975) Томас Харлан

7. «Здесь и там» (Ici et ailleurs, 1976) Жан-Люк Годар

8. «Загадки Сфинкса» (Riddles of the Sphinx, 1977) Лора Малви, Питер Уоллен

9. «Грузовик» (Le Camion, 1977) Маргерит Дюрас

10. «Между двумя войнами» (Zwischen zwei Kriegen, 1978) Харун Фароки

10 самых любимых фильмов:

1. «Синдбад» (Szindbád, 1971) Золтан Хусарик

2. «Свет солнца желтый» (Jaune le soleil, 1971) Маргерит Дюрас

3. «Саламандра» (La salamandre, 1971) Ален Таннер

4. «Красавица» (Belle, 1973) Андре Дельво

5. «Нападение на 13-й участок» (Assault on Precinct 13, 1976) Джон Карпентер

6. «Грязная история» (Une sale histoire, 1977) Жан Эсташ

7. «Гипотеза похищенной картины» (L’Hypothèse du tableau volé, 1978) Рауль Руис

8. «От облаков к сопротивлению» (Dalla nube alla resistenza, 1979) Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб

9. «Radio on» (Radio on, 1979) Кристофер Петит

10. «Тайный ребенок» (L’enfant secret, 1979) Филипп Гаррель

[к оглавлению]

 

Юрий ГРЫЦЫНА

Грусть – мастер из 70-х. 80-е станут временем паранойи, 90-е – временем ускорения. В 70-х в воздухе чувствовалась усталость, но не истощение. Грусть непохожа на отчаяние, в ней много открытых валентностей, направленных и к прошлому и к будущему. Все основные сражения уже проиграны, но надежда на личную схватку остается. Герой 70-х побежден, но все еще часть этого мира, часть его мелодии. Неудивительно, что таким героем становится женщина. Проживание жизни становится событием более важным и непредсказуемым, чем революция или освобождение. Именно это объединяет два главных метеорита гуманистического кино – «Вехи» (1975) Роберта Крамера и «Зима, прощай» (1989) Хельке Миссельвиц. Свет, исходящий от этих обломков, помогает нам ощутить, насколько близкими для нас могли бы стать те незнакомцы и погибшие кинематографы времени неопределенности.

 

«Вехи» (Milestones, 1975) Роберт Крамер

«Удочерение» (Örökbefogadás, 1975) Марта Месарош

«Анна» (Anna, 1975) Альберто Гриффи и Массимо Сарчиелли

«Женщина-левша» (Die linkshändige Frau, 1978) Петер Хандке

«Новости из дома» (News from home, 1977) Шанталь Акерман

«Пауль» (Paul, 1974) Клаус Лемке

«Середина мира» (Le milieu du monde, 1974) Ален Таннер

«Под асфальтом – пляж» (Unter dem Pflaster ist der Strand, 1975) Хельма Сандерс-Брамс

«Мамочка и шлюха» (La Maman et la Putain, 1973) Жан Эсташ

«Введение к сопроводительной музыке Арнольда Шёнберга к кинематографической сцене» (Einleitung zu Arnold Schoenbergs Begleitmusik zu einer Lichtspielscene, 1972) Даниель Юйе и Жан-Мари Штрауб

[к оглавлению]

 

Сергей ДЁШИН

«Сталкер» (1979) Андрей Тарковский

«Премьера» (Opening Night, 1977) Джон Кассаветис

«Новости из дома» (News from Home, 1977) Шанталь Акерман

«Гитлер – фильм из Германии» (Hitler – ein Film aus Deutschland, 1977) Ханс-Юрген Зиберберг

«Хрустальная колыбель» (Le Berceau de Cristal, 1976) Филипп Гаррель

«С течением времени» (Im Lauf der Zeit, 1976) Вим Вендерс

«Татарская пустыня» (Il Deserto dei Tartari, 1976) Валерио Дзурлини

«Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975) Стэнли Кубрик

«Песнь Индии» (India Song, 1975) Маргерит Дюрас

«Мамочка и шлюха» (La Maman et la Putain, 1973) Жан Эсташ

«Турецкие сладости» (Turks Fruit, 1973) Пол Верхувен

«Восход Люцифера» (Lucifer Rising, 1972) Кеннет Энгер

«Горькие слезы Петры фон Кант» (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972) Райнер Вернер Фассбиндер

«Out 1, Не прикасайся ко мне» (Out 1, Noli me tangere, 1971) Жак Риветт, Сюзанн Шиффман

«Загадка незаконнорожденного» (Puzzle of a Downfall Child, 1970) Джерри Шацберг

[к оглавлению]

 

Дмитрий ЗДЕМИРОВ

1. «Алиса в городах» (Alice in den Städten, 1973) Вим Вендерс

2. «Агирре, гнев божий» (Aguirre, der Zorn Gottes, 1972) Вернер Херцог

3. «Профессия: репортер» (Professione: reporter, 1975) Микеланджело Антониони

4. «Людвиг» (Ludwig, 1972) Лукино Висконти

5. «Американский друг» (Der Amerikanische Freund, 1977) Вим Вендерс

6. «Красный круг» (Le cercle rouge, 1970) Жан-Пьер Мельвиль

7. «Мир Утамаро» (Utamaro: Yume to shiriseba, 1977) Акио Дзиссодзи

8. «Крестный отец I, II» (The Godfather, 1972, 1974) Фрэнсис Форд Коппола

9. «Последний киносеанс» (The Last Picture Show, 1972) Питер Богданович

Спец. упоминание:

«Эрос + убийство» (Eros plus massacre, 1970) Ёсисиге Ёсида

«Бартлби» (Bartleby, 1972) Энтони Фридман

«Жорж кто?» (George qui?, 1973) Мишель Розье

Guilty pleasure:

«Охотник на оленей» (The Deer Hunter, 1978) Майкл Чимино

[к оглавлению]

 

Максим КАРПИЦКИЙ

60-е по-настоящему закончились манифестом «По направлению к третьему кино» (Фернандо Соланас, Октавио Хетино, 1969), а следующая декада стала периодом, когда эти идеи лавиной прошлись по самым разным странам. «Третье кино»  — не столько даже по аналогии с так называемым третьим миром (египетский режиссёр Юсеф Шахин говорил: «Я — первый мир и здесь уже 7000 лет»), но приходящее на смену первому развлекательному и второму модернистскому. Кино, переосмысляющее себя и переступающее собственные границы.

1. «Гапакс I: (ностальгия)» («Hapax Legomena I: (nostalgia)», 1971) Холлис Фрэмптон

2. «Ессеи» (Essene, 1972) Фредерик Уайзман

3. «Жирный город» (Fat City, 1972)  Джон Хьюстон

4. «Моё детство» (My Childhood, 1972) Билл Дуглас

5. «Деревня Гета» (Sanrizuka: Heta buraku, 1973) Шинсуке Огава

6. «Путь гиены» (Touki bouki, 1973) Джибрил Диоп Мамбети

7. «Рождение нации» (The Birth of a Nation, 1973) Клаус Выборны

8. «Сомнение» (Duvidha, 1973) Мани Кауль

9. «Глубочайшее одиночество» (Les hautes solitudes, 1974) Филипп Гаррель

10. «Племянник Рамо» Дидро (‘Rameau’s Nephew’ by Diderot (Thanx to Dennis Young) by Wilma Schoen, 1974) Майкл Сноу

11. «Чувство вины» (Le remords, 1974) Рене Вотье

12. «Эдвард Мунк» (Edvard Munch, 1974) Питер Уоткинс

13. «Анна» (Anna, 1975) Альберто Грифи, Массимо Саркьели

14. «Битва за Чили» (La Batalla de Chile: la lucha de un pueblo sin armas, 1975-1979) Патрисио Гусман

15. «Вехи» (Milestones, 1975)  Роберт Крамер, Джон Дуглас

16. «Песнь Индии» (India Song, 1975) Маргерит Дюрас

17. «Татарская пустыня» (Il deserto dei tartari, 1976) Валерио Дзурлини

18. «Вампиры бедности» (Agarrando Pueblo, 1978) Карлос Майоло, Луис Оспина

19. «От облаков к сопротивлению» (Dalla nube alla resistenza, 1979) Жан-Мари Штрауб, Даниэль Юйе

20. Фильмы Маргарет Тейт — «Воздух» (Aerial, 1974), «Поэзия цвета» (Colour Poems, 1974), «Рабочее место» (Place of Work, 1976), «Кода» (Tailpiece, 1976)

+ три фильма, снятых на «Беларусьфільме»

Говорят, что именно 70-е стали на студии временем, когда не зазорно стало снимать «халтуру». Мастера успокоились, молодые чаще стремились заработать на автомобиль, — никогда больше не снималось такое количество добротных, но заурядных фильмов. Может быть, именно поэтому два из трёх самых важных фильмов были сняты приезжими режиссёрами:

«Обитатели» (Артавазд Пелешян, 1970)

«Хроника ночи» (Алексей Спешнев, 1972)

«Дикая охота короля Стаха» (Валерий Рубинчик, 1979)

[к оглавлению]

Юлия КОВАЛЕНКО

Мои 70-е – это время постепенного «освоения» свободы, рождённой из доступности кино. Они похожи на выдох после потрясающего открытия – когда слепая зачарованность уступает желанию исследовать новые возможности, практики, языки, территории. Может быть, поэтому одним из главных фильмов 70-х стоит назвать «Пратер» Фридриха Куплента, снятый в 1929 году – фактически аматорское кино, которое появляется во времена громких шедевров Вертова, Мурнау, Пабста, но для которого достаточно всего два листка бумаги и режиссёрской изобретательности, чтоб поход в венский парк развлечений превратился в целое путешествие. Мои 70-е – это во многом время домашнего кино. Когда доступность камеры уже не кажется чем-то решительно новым. Когда с помощью любительской пленки Super 8 или небольшими силами рассказываются трогательные, смешные или трагические истории про своих близких, про свои города, про чужие города, про свои страны, про далекие земли, про поиск свободы – которая, как известно, совсем рядом.

«Потери, потери, потери» (Lost, lost, lost, 1976) Йонас Мекас

«Заметки для Жерома» (Notes for Jerome, 1978) Йонас Мекас

«Предельно личный эрос: любовная песня» (Gokushiteki erosu—Renka, 1974) Хара Кадзуо

«Впечатление от заката» (Nichibotsu no insho, 1975) Широясу Судзуки

«Чикагский поезд 1948-1970» (Chikago Train, 1948-1970, 1970) Уоррен Томпсон

«Горькие дыни» (Bitter Melons, 1971) Джон Маршалл

«Вверх по Дунаю» (Die Donau rauf, 1970) Петер Нестлер

«Благоухающий кошмар» (Mababangong bangungot, 1977) Кидлат Тахимик

«Путь гиены» (Touki Bouki, 1973) Джибрил Диоп Мамбети

«Восточный ветер, молчаливое насилие» (El chergui, ou le silence violent, 1974) Мумен Смихи

 

[к оглавлению]

 

Руслан КУЛЕВЕЦ

1. «Out 1, Не прикасайся ко мне» (Out 1, noli me tangere, 1971) Жак Риветт, Сюзанн Шиффман

(Далее в хронологическом порядке)

«Эдем» и после» (L’éden et après, 1970) Ален Роб-Грийе

«Забриски Пойнт» (Zabriskie Point, 1970) Микеланджело Антониони

«Центральный регион» (La région centrale, 1971) Майкл Сноу

«Девушка — это пистолет» (Une aventure de Billy le Kid, 1971) Люк Мулле

«Парк наказаний» (Punishment Park, 1971) Питер Уоткинс

«Двухполосное шоссе» (Two-Lane Blacktop, 1971) Монте Хеллман

«Внутренняя рана» (La cicatrice intérieure, 1972) Филипп Гаррель

«Горькие слезы Петры фон Кант» (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972) Райнер Вернер Фассбиндер

«Агирре, гнев божий» (Aguirre, der Zorn Gottes, 1972) Вернер Херцог

«Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973) Жан Эсташ

«Мы не можем пойти домой снова» (We Can’t Go Home Again, 1973) Николас Рэй

«Громила и скороход» (Thunderbolt and Lightfoot, 1974) Майкл Чимино

«Премьера» (Opening Night, 1977) Джон Кассаветис

«Грузовик» (Le camion, 1977) Маргерит Дюрас

«Этот автоответчик не принимает сообщений» (Ce répondeur ne prend pas de messages, 1979) Ален Кавалье

[к оглавлению]

 

Влад ЛАЗАРЕВ

Пожалуй, мой список будет самым банальным. Дело всё в том, что фильмы 70-х стали для меня, в бытность юношей, вехой переосмысления кино как искусства, развлечения и элемента мировоззрения, будь то маскулинная драма или смешная до слёз комедия; вместе с ними я взрослел. И именно самые популярные представители этого периода запали мне в душу больше остальных.

Из всей массы прекрасных работ великих творцов сложно выделить «десятку лучших», поэтому я просто перечислю все те картины, к которым я, с течением времени, возвращался и буду возвращаться.

 

1. «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now, 1979) Фрэнсис Форд Коппола

2. «Зеркало» (1974) Андрей Тарковский

3. «Американская ночь» (La nuit américaine, 1973) Франсуа Трюффо

4. «Голова-ластик» (Eraserhead, 1977) Дэвид Линч

5. «12 стульев» (1976) Марк Захаров

6. «Шёпоты и крики» (Viskningar och rop, 1972) Ингмар Бергман

7. «Последнее танго в Париже» (Ultimo tango a Parigi, 1972) Бернардо Бертолуччи

8. «Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973) Жан Эсташ

9. «Блеф» (Bluff storia di truffe e di imbroglioni, 1976) Серджио Корбуччи

10. «Скромное обаяние буржуазии» (Le charme discret de la bourgeoisie, 1972) Луис Бунюэль

[к оглавлению]

 

Максим ЛЕОНОВ

В хронологической последовательности:

1. «Третья часть ночи» (Trzecia czesc nocy, 1971) Анджей Жулавский

2. «Народ еще просит» (Még kér a nép, 1972) Миклош Янчо

3. «Пропавшая грамота» (1972) Борис Ивченко

4. «Солярис» (1972) Андрей Тарковский

5. «Семейный портрет в интерьере» (Gruppo di famiglia in un interno, 1974) Лукино Висконти

6. «Цветок тысяча одной ночи» (Il fiore delle mille e una notte, 1974) Пьер Паоло Пазолини

7. «Выкорми ворона» (Cría cuervos, 1975) Карлос Саура

8. «Осенняя соната» (Höstsonaten, 1978) Ингмар Бергман

9. «Дикая охота короля Стаха» (1979) Валерий Рубинчик

10. «Лабиринт травы» (Kusa-meikyû, 1979) Сюдзи Тэраяма

[к оглавлению]

 

Станислав ЛУКЬЯНОВ

1. «Гитлер – фильм из Германии» (Hitler – ein Film aus Deutschland, 1977) Ханс-Юрген Зиберберг

2. «Сталкер» (1979)  Андрей Тарковский

3. «В год тринадцати лун» (In einem Jahr mit 13 Monden, 1978) Райнер Вернер Фассбиндер

4. «Эдвард Мунк» (Edvard Munch, 1974) Питер Уоткинс

5. «Комедианты» (O thiasos, 1975) Теодорос Ангелопулос

6. «Охотник на оленей» (The Deer Hunter, 1978) Майкл Чимино

7. «Воры как мы» (Thieves Like Us, 1974) Роберт Олтмен

8. «Крёстный отец» (The Godfather, 1972) Фрэнсис Форд Коппола

9. «Апокалипсис сегодня» (Apocalypse Now, 1979)  Фрэнсис Форд Коппола

10. «Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975) Стэнли Кубрик

11. «Пастораль» (Pastorali, 1975) Отар Иоселиани

12. «Младший Боннер» (Junior Bonner, 1972) Сэм Пекинпа

13. «Дни жатвы» (Days of Heaven, 1978) Терренс Малик

14. «Голова-ластик» (Eraserhead, 1977) Дэвид Линч

15. «Телесеть» (Network, 1976) Сидни Люмет

16. «Красный круг» (Le Cercle Rouge, 1970) Жан-Пьер Мельвиль

17. «Чёрная луна» (Black Moon, 1975) Луи Маль

18. «Позднее шоу» (The Late Show, (1977) Роберт Бентон

19. «Чёрная серия» (Serie noire, 1979) Ален Корно

20. «Последний наряд» (The Last Detail, 1973) Хэл Эшби

[к оглавлению]

 

Никита ПОРШУКЕВИЧ

70-е – это завершающая часть дилогии 60-х; это книги, музыка и фильмы, которые фактически формируют мировоззрение; это «пинок» вдохновению; это псевдоретроспекция памяти, ностальгия по непрожитой жизни.

Приключения:

Духовные поиски своего «ничто» («Агирре, гнев божий» (Aguirre, Der Zorn, Gottes, 1972) Вернер Херцог, «Алиса в городах» (Alice in den Städten, 1973) Вим Вендерс, «Пилот бомбардировщика» (Der Bomberpilot, 1970) Вернер Шретер)

Чувственность:

Сексуальная революция, обернувшаяся в большинстве своем апорией чувств («Говорящая вагина» (Le sexe qui parle, 1975) Фредерик Ланзак, «Последнее танго в Париже» (Ultimo tango a Parigi, 1972) Бернардо Бертолуччи, «Империя чувств» (愛のコリーダ, 1976) Нагиса Осима)

P.S.:

«Чужие письма», 1975, Илья Авербах.  Лучшая сексуальная сцена в истории советского кино (Девятиклассница Зина Бегункова в переизбытке чувств и нежности целует руку своей учительнице Нине Ивановне)

Ужас:

Фрейдо-марксизм в действии («Судороги» (Shivers, 1975) Дэвид Кроненберг, «Последний дом слева» (The Last House on the Left, 1972) Уэс Крэйвен, «Суспирия» (Suspiria, 1977) Дарио Ардженто)

Драма:

Маленький дряной человек, драма мелкого беса («Пять легких пьес» (Five Easy Pieces, 1970) Боб Рейфелсон, «Отпуск в сентябре», 1979, Виталий Мельников)

Левые:

Кино политического действия («Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975) Пьер Паоло Пазолини, «Мексика: замороженная революция» (México, la revolución congelada, 1973) Раймундо Глейзер, «От облаков к сопротивлению» (Dalla nube alla resistenza, 1979) Даниель Юйе, Жан-Мари Штрауб)

Поэзия:

Наслаждение чистой формой («Потери, потери, потери» (Lost, Lost, Lost, 1976) Йонас Мекас, «Пустыня» (Desert, 1976) Стэн Брекидж)

Живопись:

Кино политического противодействия («Зеркало», 1974, Андрей Тарковский, «Землемеры» (Les arpenteurs, 1972) Мишель Суттер)

Колониализм:

Цвет пленки – черный («Джорджия, Джорджия» (Georgia, Georgia, 1972) Стиг Бьоркман, «Урожай: 3,000 лет» (Harvest: 3,000 Years, 1976) Хаиль Герима, «Sambizanga», 1973, Сара Мальдорор)

Жест:

Усталое движение взгляда синефилии («Out 1, не прикасайся ко мне» (Out 1, noli me tangere, 1971) Жак Риветт, «Американский солдат» (Der amerikanische Soldat, 1970) Райнер Вернер Фассбиндер)

Это…:

А теперь нечто совсем иное («Летающий цирк Монти Пайтона» Сезон 3 (Monty Python’s Flying Circus, 1972) Йен МакНотон, Джон Хофард Дэвис)

[к оглавлению]

 

Максим СЕЛЕЗНЁВ

Что видит Орфей на лице Эвридики, оглянувшись назад:

 

Неизвестность

«Джеймс или нет» (James ou pas, 1970) Мишель Суттер

 

Порывистость

«Жил певчий дрозд» (1970) Отар Иоселиани

 

Детство

«Благоухающий кошмар» (Mababangong bangungot, 1977) Кидлат Тахимик

 

Восторженность

«Мессидор» (Messidor, 1978) Ален Таннер

 

Нега

«Я, ты, он, она» (Je, tu, il, elle, 1974) Шанталь Акерман

 

Неуверенность

«Карпухин» (1972) Владимир Венгеров

 

Принужденность

«Приказы» (Les ordres, 1974) Мишель Бро

 

Ярость

«У холмов есть глаза» (The Hills Have Eyes, 1977) Уэс Крейвен

 

Борьба

«Сотни лиц за один день» (Mi’at Wajeh Li Yawm Wahed, 1972) Кристиан Гази

 

Отчаяние

«Беда» (1977) Динара Асанова

 

Болезнь

«Порядок» (L’ordre, 1973) Жан-Даниель Полле

 

Мольба

«Бенилде, или Святая Дева» (Benilde ou a Virgem Mãe, 1975) Мануэл де Оливейра

 

Прощание

«Ланселот Озерный» (Lancelot du Lac, 1974) Робер Брессон

 

Любование

«Воздух» (Aerial, 1974) Маргарет Тейт

 

 

Красота

«Светлая ночь» (La nuit claire, 1979) Марсель Анун

[к оглавлению]

Наталья СЕРЕБРЯКОВА

 

20 любимых фильмов 70-х в порядке предпочтения:

«Главное – любить» (L’important c’est d’aimer, 1975) Анджей Жулавски

«Марта» (Martha, 1974) Райнер Вернер Фассбиндер

«Горькие слезы Петры фон Кант» (Die bitteren Tränen der Petra von Kant, 1972) Райнер Вернер Фассбиндер

«Серпико» (Serpico, 1973) Сидни Люмет

«Грязная игра» (Foul play, 1978) Колин Хиггинс

«Маккейб и миссис Миллер» (McCabe & Mrs.Miller, 1971) Роберт Олтмен

«Потери, потери, потери» (Lost, Lost, Lost, 1976) Йонас Мекас

«Долгое прощание» (The Long Goodbye, 1973) Роберт Олтмен

«Дни жатвы» (Days of Heaven, 1978) Терренс Малик

«Калина красная» (1973) Василий Шукшин

«Туру и Битти» (Tourou Et Bitti, 1971) Жан Руш

«Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973) Жан Эсташ

«Мужья» (Husbands, 1970)  Джон Кассаветис

«Друзья Эдди Койла» (The friends of Eddie Coyle, 1973) Питер Йетс

«Забриски Пойнт» (Zabriskie Point, 1970) Микеланджело Антониони

«Бризи» (Breezy, 1973) Клинт Иствуд

«Четыре ночи мечтателя» (Quatre nuits d’un rêveur, 1971) Робер Брессон

«Французский связной» (The French Connection, 1971) Уильям Фридкин

«Убрать Картера» (Get Carter, 1971) Майк Ходжес

«Свет солнца жёлтый» (Jaune le soleil, 1971) Маргерит Дюрас

[к оглавлению]

Ю. ТОМАН

1970 – «Обитатели» Артавазд Пелешян

1971 – «Центральный регион» (La Région centrale) Майкл Сноу

1972 – «Внутренняя рана» (La cicatrice intérieure) Филипп Гаррель

1973 – «Украденные яблоки для Карен Бликсен» (Stolen Apple for Karen Blixen) Дерек Джармен

1974 – «Макимоно» (Makimono) Вернер Некес

1975 – «Образы утраченных слов» (Bilder vom verlorenen Wort) Клаус Выборны

     «Пелёнки» (Napkins) Джоанна Маргарет Пол

1976 – «Потери, потери, потери» (Lost, lost, lost) Йонас Мекас

1977 – «Новости из дома» (News from home) Шанталь Акерман

1978 – «Белый фильм» (White Film) Джозеф Бернард

1979«Бостонский пожар» (Boston Fire) Питер Хаттон

[к оглавлению]

 

Мария ТОРХОВА

1. «Шум в сердце» (Le souffle au coeur, 1971) Луи Маль

2. «Свидание в Брэ» (Rendez-vous à Bray, 1971) Андре Дельво

3. «Дух улья» (El espíritu de la colmena, 1973) Виктор Эрисе

4. «Ложное движение» (Falsche Bewegung, 1975) Вим Вендерс

5. «История Поля» (Histoire de Paul, 1975) Рене Фере

6. «Пикник у висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock, 1975) Питер Уир

7. «Здесь и там» (Ici et ailleurs, 1976) Жан-Люк Годар

8. «Нападение на 13 участок» (Assault on Precinct 13, 1976) Джон Карпентер

9. «В год тринадцати лун» (In einem Jahr mit 13 Monden, 1978) Райнер Вернер Фассбиндер

10. «От облаков к сопротивлению» (Dalla nube alla resistenza, 1979) Даниэль Юйе, Жан-Мари Штрауб

 [к оглавлению]

 

Алексей ТЮТЬКИН

Дюжина фильмов в хронологическом порядке:

1. «Джеймс или нет» (James ou pas, 1970) Мишель Суттер

2. «Свет солнца жёлтый» (Jaune le soleil, 1971) Маргерит Дюрас

3. «Out 1, Не прикасайся ко мне» (Out 1, noli me tangere, 1971) Жак Риветт, Сюзанн Шиффман

4. «Зеркало» (1974) Андрей Тарковский

5. «Приказы» (Les ordres, 1974) Мишель Бро

6. «Середина мира» (Le milieu du monde, 1974) Ален Таннер

7. «Песнь Индии» (India Song, 1975) Маргерит Дюрас

8. «Главное – любить» (L’important c’est d’aimer, 1975) Анджей Жулавский

9. «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975) Райнер Вернер Фассбиндер

10. «Месье Кляйн» (Monsieur Klein, 1976) Джозеф Лоузи

11. «Женщина-левша» (Die linkshändige Frau, 1978) Петер Хандке

12. «Свидания Анны» (Les rendez-vous d’Anna, 1978) Шанталь Акерман

[к оглавлению]

 

Артём ХЛЕБНИКОВ

Сопротивление:

«Убийство китайского букмекера» (The Killing of a Chinese Bookie, 1976) Джон Кассаветис / «Святой Джек» (Saint Jack, 1978) Питер Богданович

 

Мораль:

«Иллюминация» (Iluminacja, 1973) Кшиштоф Занусси / «Любовь после полудня» (L’amour l’après-midi, 1972) Эрик Ромер

Сон:

«Французский связной» (The French Connection, 1971) Уильям Фридкин / «Пикник у Висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock, 1975) Питер Уир

Актёры:

«Премьера» (Opening Night, 1978) Джон Кассаветис / «Главное — любить» (L’important c’est d’aimer, 1975) Анджей Жулавски

Фальшивка:

«Будучи там» (Being There,  1979) Хэл Эшби / «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» (Indagine su un cittadino al di sopra di ogni sospetto, 1970) Элио Петри

Эпопея:

«Мотылёк» (Papillon, 1973) Франклин Дж. Шаффнер / «Ковбои» (The Cowboys, 1972) Марк Райделл

Пейзаж:

«Пять лёгких пьес» (Five Easy Pieces, 1970) Боб Рафельсон / «Дни жатвы» (Days of Heaven, 1978) Терренс Малик

Беглецы:

«Точка исчезновения» (Vanishing Point, 1971) Ричард С. Сарафьян / «Империя чувств» (Ai no corrida, 1978) Нагиса Осима

Похмелье:

«Мужья» (Husbands, 1970)  Джон Кассаветис / «Осенний марафон», 1979, Георгий Данелия

Нуар:

«Долгое прощание» (The Long Goodbye, 1973) Роберт Олтмен / «Красный круг» (Le Cercle Rouge, 1970) Жан-Пьер Мельвиль

[к оглавлению]

 

Вячеслав ЧЁРНЫЙ

1. «Мамочка и шлюха» (La maman et la putain, 1973) Жан Эсташ

2. «Таксист» (Taxi Driver, 1976) Мартин Скорсезе

3. «Саламандра» (La salamandre, 1971) Ален Таннер; «Джеймс или нет» (James ou pas, 1970) Мишель Суттер; «Приглашение» (L’Invitation, 1973) Клод Горетта

4. «Новости из дома» (News from Home, 1977) Шанталь Акерман

5. «Разговор» (The Conversation, 1974) Фрэнсис Форд Коппола

6. «Out 1, Не прикасайся ко мне» (Out 1, noli me tangere, 1971) Жак Риветт/Сюзанн Шиффман

7. «Китайский квартал» (Chinatown, 1974) Роман Полански

8. «Солярис» (1972) Андрей Тарковский

9. «С течением времени» (Im Lauf der Zeit, 1976) Вим Вендерс

10. «Последний наряд» (The Last Detail, 1973) Хэл Эшби

11. «Барри Линдон» (Barry Lyndon, 1975) Стэнли Кубрик

12. «Убийство китайского букмекера» (The Killing of a Chinese Bookie, 1976) Джон Кассаветис

13. «Приказы» (Les ordres, 1974) Мишель Бро

14. «Маккейб и миссис Миллер» (McCabe & Mrs. Miller, 1971) Роберт Олтмен

15. «Колено Клер» (Le Genou de Claire, 1970) Эрик Ромер

16. «Французский связной» (The French Connection, 1971) Уильям Фридкин

17. «Анатомия отношений» (Anatomie d’un rapport, 1976) Люк Мулле/Антуанетт Пиццорно; «Манхэттен» (Manhattan, 1979) Вуди Аллен

18. «Потери, потери, потери» (Lost, Lost, Lost, 1976) Йонас Мекас

19. «Хэллоуин» (Halloween, 1978) Джон Карпентер

20. «Манила в объятиях ночи» (Maynila: Sa mga kuko ng liwanag, 1975) Лино Брока

[к оглавлению]

 

Читайте также:

Наши 80-е: выбор авторов Cineticle

Лучшие фильмы 90-х: выбор авторов Cineticle

The Best Films of the ’90s: critics and directors poll

ТОП-10 главных фильмов 2000-х

5 фильмов, которые я хочу тебе показать