Вернер Шрётер: День идиотов (1981)

 

«День идиотов» (Tag der Idioten)

Реж. Вернер Шрётер

Германия, 1981

 

Безудержная фантазия мастера «Гротеска – Бурлеска – Питтореска» (цитируя название короткометражки 1968 года) Вернера Шрётера, главными украшениями которой служат экспрессия и печальная красота Кароль Буке вместе с концепцией «антипсихиатрического» лечения душевнобольных посредством их освобождения. Эта работа – своего рода оммаж «Женщине под влиянием» Кассаветиса, где Шрётер преподносит столь непохожие характеры женских персонажей, полифонически соединённые в едином действе, наподобие оперного ансамбля.

Одна из самых выразительных – сцена купания болезных дам в общей душевой психиатрической лечебницы. Посреди кафельных стен, потоков воды и клубов пара; в голубом свете, что пронизывает всю картину, режиссёр демонстрирует нам гротескное сборище безумных ведьм, инфернальный шабаш, звенящий голосами страдания, подавленных желаний, переплетающихся с языком женского тела, жестами и обескураживающими выражениями лиц. Льющаяся из кранов больницы проточная вода созвучна с потоками ливня, струящимися по зарешеченному окну, за которым простирается мир здоровых и счастливых людей. Именно в этот момент особенно остро ощущается непреодолимость границы, глубина бездны, разделяющей замкнутый, утопический мирок лечебницы и огромный реальный мир.

«День идиотов» – амальгама несочетаемых персонажей и настроений, веселье и тоска, апатия и эвтюмия, наслаждение душевной болью, умопомрачение, переплетённое с реальностью, трансгрессия (преодоление непреодолимого предела) и стремление к самоидентичности. Один из самых завораживающих, самых озадачивающих среди повествовательных фильмов Вернера Шретера.

Этот фильм можно рассматривать как аллегорию, отражающую политическую обстановку Германии семидесятых годов. В одном из эпизодов Кароль, позвонив в полицию, совершает ложный донос на соседку, заявив, что та является членом террористической организации. Этой сюжетной деталью Шрётер затрагивает тему паранойи и паники в обществе, вызванной террористическими актами и чрезмерно усиленными мерами борьбы немецкого правительства с терроризмом в момент его пиковой активности в 1977 году. Последующее заключение Кароль в стены психиатрической больницы можно рассматривать как аллегорию жёсткого контроля правительства над жизнью граждан, стремления властей и общества подавлять любую радикальную деятельность, а также пресекать все «отклонения» от норм общественного поведения.

В «Дне идиотов» Шретер возвращается к менее линейной структуре повествования, которая больше напоминает стилистику фильмов второй его фазы. Используя последовательность видений, галлюцинаторных сцен, Шрётер стремится передать душевное состояние героини. Основная часть смыслового содержания фильма постигается скорее через вчувствование в пластику Кароль, выражения её лица (мимику), жесты, нежели посредством вникания в диалоги. Немаловажную роль играет специфический монтаж фильма, создающий ощущение пространственной и временной дезориентации. За этот фильм Вернер Шретер удостоился очередной Премии Немецкой киноакадемии за выдающееся личное достижение, а также номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.

 

Саша Шадрина

 

Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера:

 


 

– К оглавлению проекта –