Молодой лейтенант (Le petit lieutenant)

Автор: Станислав Лукьянов

 


Реж. Ксавье Бовуа

Франция, 110 мин., 2005 год

 

В «Молодом лейтенанте» (2005)  Ксавье Бовуа обратился к жанру, хорошо знакомому советскому и российскому зрителю, полицейского фильма в его французской разновидности именуемого «поляром». Это просто гигантская галерея образов полицейских, в постоянном пополнении которой, были задействованы, наверное, все без исключения французские кинозвезды.

От Видока до комиссара Мегрэ, сотрудники парижского уголовного розыска, с овеянного мифами адреса Набережная Орфевр, 36 ловят вездесущих и неуловимых преступников, враждуют друг с другом и даже сами идут на изощренные преступления. Французский сыщик это не герой анекдотов и не разгоняющий студенческие беспорядки безликий робот с дубинкой наперевес. Именно ему испуганная консьержка подобострастно излагает все тайны неприятного жильца. Неумолимой поступью идя сквозь дождь и ветер, эти невозмутимые мужчины и женщины в стильных светлых плащах охраняют тихую буржуазную жизнь парижских арондисманов и ловят гангстеров на знойных улицах Марселя. Конечно, находятся ловкие жулики, могущие облапошить этих сверхлюдей. Но тогда такой фильм должен считаться либо кинокомедией, либо относиться к другому жанру, фильмам «черной серии» о гангстерских войнах, одиноких преступниках и  суперограблениях.

Чаще всего полицейский из «поляра» — герой без страха и упрека, обладает высокими моральными качествами и прекрасно владеет оружием. Несомненно, что именно таких фильмов и насмотрелся выпускник полицейской школы лейтенант Антуан Деруэ (Жалиль Леспер). Вопреки пожеланиям близких, молодой нормандец распределяется в один из округов Парижа, оставив на тихой Родине молодую жену-учительницу. В начальники ему назначают капитана  Каролину «Каро» Водье (Натали Бай), немолодую женщину, завязавшую с алкоголизмом и вынужденным многолетним сидением за бумагами. Каролина второй раз входит в ту же реку будней криминальной полиции. Антуан вступает в нее впервые. Но брести по ее прихотливому течению придется вместе, оценивая происходящее как с высоты опыта, так и совершенно неиспорченным взглядом. Разочарование в жизни и исполненность самых радужных иллюзий -  вот что сближает эти «противоположные полюса», этих непохожих людей. Но Каролин вовсе не собирается согласно канонам жанра натаскивать новичка. Стихия фильма Бовуа – это суровый, даже серый, словно пасмурный день, реализм. Жизнь парижского сыщика не предполагает романтичных погонь с перестрелками и визжащими шинами, а только унылое прочесывание общежития за общежитием. Жертвы -   польские сезонные рабочие на виноградниках, превращающиеся в клошаров, ночующих под мостами. Опасные преступники лишены харизмы французских кинозвезд и являют собой мрачных русских громил со стертыми чертами лица.

Сотрудники же криминального отдела представляют настоящий проблемный срез французского общества: мароканец с трудом отстоявший свое право служить в полиции, разведенная одинокая женщина с психологическими проблемами, лимитчик-провинциал. Бовуа делает в своем фильме ставку именно на социальное, а не на криминальное измерение. Начинающийся казалось бы вырисовываться любовный треугольник вдруг обрывается в трогательную материнскую опеку. А криминальная интрига приводит к размышлениям о том, что же такое полноценный член общества. Нелепая гибель молодого полицейского от рук отморозка, не ведающего рода и племени, просто взрывает весь фильм и дальше он уже прямо говорит о проблемах страны, об оседающих во Франции мигрантах, о людях которые могут воспринимать страну, где они живут, как дом, отчизну и тех, кто является мусором, опасной ржавчиной на теле страны. «Молодой лейтенант» по настоящему патриотичное, проблемное кино без какого-то шовинистического окраса. Показывая преступниками русских, Бовуа не забывает упомянуть и о тех наших эмигрантах, которые после 1917 года осели во Франции, построили здесь свои дома и церкви, стали героями Сопротивления.

А вершимое Каролиной правосудие, это не месть должная утихомирить нанесенную боль. Финальные кадры – это полные слез глаза женщины-полицейского, смотрящие прямо в камеру.  Ведь гибель молодого сотрудника, стремившегося не только хлебнуть романтики, но и внести свой посильный вклад в общественную жизнь,  реализоваться,  не смогут перевесить и десяток жизней уголовников.

Фильм Бовуа это и неореалистическое повествование в рамках криминального жанра,  и  просто настоящая перестрелка со всеми традициями «поляра». Режиссер с максимальной дотошностью, в течении двух лет исследовал работу полиции и сделал невероятно много для отображения на экране ее реального облика. Натали Бай заслуженно получила несколько призов за исполнение своей роли.


главная о насархиврежиссеры | журнал

Copyright © 2010 - 2015 Cineticle. All rights reserved | Design by GreenArtProject