Новое кино Австрии

26.02.2013 18:46

 

В московском кинотеатре «35мм» стартует второй фестиваль «Новое кино Австрии».

 

Всего покажут три полнометрежных картины и программу короткого метра. Хедлайнером мини-фестиваля бесспорно является Ульрих Зайдль со второй частью своей трилогии «Рай: Вера», за которую режиссер получил специальный приз жюри Венецианского фестиваля. Другие два фильма фестиваля были отмечены наградами Берлинале: «Cтена» Юлиана Пёльслера удостоилась приза экуменического жюри, а «Вторая жена» Умут Дага - приза за лучший дебют. Оба фильма также участвовали в программе Венского фестиваля. Если фильм Ульриха Зайдля обязательно выйдет в прокат, то картины Юлиана Пёльслера и Умут Дага увидеть на большом экране скорее всего больше не будет возможности.

Гость фестиваля - Юлиан Пёльслер, режиссер фильма «Стена».

 

ФИЛЬМЫ


Стена / Die Wand

Австрия/Германия 2012, 108 мин.

Режиссер Юлиан Пёльслер

В ролях: Вольфганг М. Бауэр, Ульрике Бимпольд. Мартина Гедек, Юлия Гшницер, Карлхайнц Хакль, Ганс-Михаэль Реберг


 

В доме, затерянном в горах, женщина с грубо остриженными волосами, синевой вокруг глаз и скулами, обострившимися от месяцев скудной жизни и тяжелого физического труда, ведёт дневник – на оборотной стороне истлевших, потерявших смысл календарей, под надсадное карканье ноябрьских ворон. Не ради удовольствия от письма – чтобы выжить и спастись от безумия. С ней случилось невероятное – она приехала в этот горный дом с друзьями, пожилой парой, в солнечный майский день, чтобы на следующее утро, обеспокоившись исчезновением ушедших на прогулку стариков, обнаружить, что покинуть вершину горы уже невозможно: весь прочий мир отделен от неё невидимой, но непроницаемой стеной. Так женщина осталась одна, в компании домашнего пса, приблудной коровы и пушистых котят, таких неуместных на лоне дикой природы. Она осознала, что недостаточно юна и безрассудна для самоубийства, значит, придётся выживать, чего бы это ни стоило...

«Стена», основанная на фантастико-философском романе, – любопытнейший жанровый гибрид: «Робинзон Крузо», рассказанный языком хоррора, красивое и жуткое погружение в природу (режиссер вырос в горной штирийской деревне), испытывающую человечность на прочность. Это ещё и выдающееся актерское достижение – немецкая звезда Мартина Гедек (среди её последних работ – драма Иштвана Сабо «Дверь», участвовавшая в конкурсе Московского кинофестиваля) несет на своих плечах почти неподъёмную ношу монофильма и блистательно справляется с труднейшей – и в прямом смысле слова тоже – задачей.

 

Вторая жена / Kuma

Австрия 2012, 93 мин.

Режиссер Умут Даг

В ролях: Нихал Г. Колдаш, Бекум Аккайя, Ведат Эринсин, Муратан Муслу



Подобно многим европейским столицам, старая добрая Вена вальсов и кофеен неуклонно превращается в мультикульутрный котёл, прибежище мигрантов, несущих свои традиции и ритуалы, энергию и проблемы. В прологе мы становимся свидетелями турецкой свадьбы – старший сын Фатмы женится на юной Айше. «Куда ей в Вену, – злословят подруги, – она, поди, и трамваев испугается», – но именно Айша и станет главной героиней фильма, её большими и невинными глазами мы будем смотреть эту хронику мусульманской семьи, обосновавшейся в Австрии. Первую брачную ночь Айша проведёт с отцом своего законного мужа: вынесенное в заглавие слово «кума» означает «вторая жена», её, согласно древнему обычаю, отменённому Ататюрком, готовила для своего супруга смертельно больная Фатма...

Это острое и драматичное повествование не столько даже о межнациональных конфликтах, сколько о трудностях глобального перевода, адаптации и синтеза культур. Однако не пугайтесь – это, при всей серьёзности темы, живая, а потому лёгкая картина, полная остроумных наблюдений. Так даже брутальный мужской танец на деревенской свадьбе уподобляется экстазу австрийских футбольных игр.

 

Рай: Вера / Paradies: Glaube

Австрия/Германия/Франция 2012, 113 мин.

Режиссер Ульрих Зайдль

В ролях: Мария Хофштаттер, Набил Сале, Наталья Баранова, Рене Рупник, Даниэль Хёсл


 

Одна из киносенсаций 2012-2013 годов – объездившая три главных кинофестиваля трилогия Ульриха Зайдля «Рай». Первая часть, «Любовь», была показана в Канне, третья, «Надежда», только что вернулась из Берлина, а вторая, «Вера», изрядно взбудоражила прошлогодний Венецианский кинофестиваль. Зайдль проверяет на прочность три важнейших для человека слова, его парадоксальные, злые, но, в конечном счете, гуманные картины изучают границу между подлинным и мнимым. В данном случае, ту границу, что отделяет истинную веру от маний, комплексов и неизжитых психологических проблем. Анамария – сотрудница рентгеновского кабинета, каждый день просвечивающая людей насквозь, но не готовая заглянуть в бездны собственного я – набожна до анекдотичности: всё свободное от работы и молитв время она проводит в странствиях по домам, с набором фигурок Девы Марии и стремлением обратить заблудшие души в католицизм. Зайдль доводит историю до абсолютного гротеска: Анамария страдает и от почти неплатонической любви к Иисусу, и от необходимости ухаживать за ближним своим – вожделеющим ее тела блудным мужем, парализованным мусульманином...

Фильм, выросший из документальной картины Зайдля «Иисус, ты знаешь» вызывает бурную реакцию – у него немало противников, ханжески оберегающих некие абстрактные религиозные чувства и болезненно реагирующих на зайдлевский сарказм. Но достаточно посмотреть картину открыто и непредвзято, чтобы оценить её высокий трагизм.

 

РАСПИСАНИЕ

 

27 февраля, Среда

19:30 Стена / Die Wand, Q&A: Юлиан Пёльслер, режиссер

28 февраля, Четверг

19:00  Вторая жена / Kuma

01 марта, Пятница

22:00  Рай: Вера / Paradies: Glaube

02 марта, Суббота

20:00  Программа короткометражного кино

03 марта, Воскресенье

17:00 Стена / Die Wand

 

С программой короткометражных фильмов можно ознакомиться на сайте кинотеатра «35мм»

 


главная о насархиврежиссеры | журнал

Copyright © 2010 - 2015 Cineticle. All rights reserved | Design by GreenArtProject