«Меридианы Тихого»-2017: Синефильский запой

30.08.2017 11:10



Стала известна официальная программа юбилейного XV Международного кинофестиваля «Меридианы Тихого», который пройдет во Владивостоке с 9 по 15 сентября. Любой список «главных» фильмов фестиваля — всего лишь приглашение к масштабной и запойной владивосточной синефилии. Поэтому из всей обширной программы мы выбрали наиболее родные для нас имена.


Конкурс


1. «Король» (Rey, 2017) Найлз Аталла (Чили, Франция)



Главный фильм Роттердама-2017 — чилийский «Трудно быть богом» о человеке, который хотел быть королем: история французского адвоката Орели-Антуана де Тунана, в 1860 году отправившегося в Чили и решившего убедить местных индейцев, в том что он – король Патагонии. Психоделическая природа картины отразилась на самом процессе работы над фильмом — говорят, Аталла закапывал плёнку «Короля» на несколько лет у себя в саду — отсюда и буквальная коррозия на экране. Спецприз жюри Роттердама-2017. Заочный фигурант ряда топов  этого года.


2. «Коламбус» (Columbus, 2017) Когонада (США)



Дебютный фильм выдающегося видеоэссеиста наших дней. Это история о школьнице Кейси, рассказанная автором через архитектуру города Коламбус, штат Индиана. Премьера состоялась в конкурсе Роттердама-2017.



3. «Теснота» (2017) Кантемир Балагов (Россия)



Текст Сергея Дёшина с фестиваля «Зеркало»-2017»

Рецензия Юлии Коваленко с ОМКФ-2017

В объятиях тесноты: дебют Кантемира Балагов (эссе куратора «Меридианов Тихого» Андрея Василенко)


Главный российский фильм года, про который мы уже устали писать фестивальные заметки — из Канн, Иваново, Одессы и Выборга. Впереди Владивосток, а значит, новая заметка.


Программа «Панорама»


4. «Девять пальцев» (9 Fingers, 2017) Ф. Ж. Оссанг (Франция, Португалия)



Франсуа-Жак Оссанг. Великий мятежный стиль (Эссе Николь Брене)

Мастер-класс Франсуа-Жака Оссанга


Новый фильм визионера Оссанга, который уже успел разделить редакцию Сineticle. Спустя 7 лет после «Пушек Дхармы» чуть ли не единственный леттрист современного кино Франсуа-Жак Оссанг доказывает — не в пример Гаррелю — дух бунтарства он совершенно не утратил. Приз за лучшую режиссуру Локарно-2017.


5. «Вестерн» (Western, 2017) Валеска Гризебах (Германия, Австрия, Болгария)



Валеска Гризебах. Инверсия любви (текст Олександра Телюка)


По мнению немногих посвященных, эта лента темной лошадки берлинской школы в этом году был главным фильмом не только «Особого взгляда» — всего Каннского фестиваля. Триумфа прошлогоднего «Тони Эрдманна» он не повторит, что, видимо, и к лучшему.


6. «Четыре дня во Франции» (4 Days in France, 2016) Жером Рейбо (Франция)



Рецензия Натальи Серебряковой с фестиваля «Дух огня-2017»


Тихий, но радикальный французский роуд-муви с приставкой «гей», о котором мы уже сообщали с фестиваля «Дух огня». Фильм сравнивают с работами Алена Гироди, однако чувственный Рейбо — скорее его антипод, продолжающий традицию французского кино 70-хх — Гиге, Бьетта, Веккиали. Премьера состоялась год назад на венецианской «Неделе критики».



7. Программа «В фокусе: Хон Сан Су»


В специальной программе собраны все три новых фильма Хон Сан Су, который он успел представить только в 2017 году. Это, бесспорно, главный подарок «Меридианов Тихого»: фильмы Хон Сан Су мы готовы — как смену сезонов — наблюдать бесконечно.


— «На пляже ночью одна» (On the Beach at Night Alone, 2017) Хон Сан Су (Южная Корея, Германия)



Приз Ким Мин Хи как лучшей актрисе Берлинале-2017. Назовем эту историю «зимней сказкой-2017».


— «На следующий день» (The Day After, 2017) Хон Сан Су (Южная Корея)



Третий черно-белый фильм мастера и четвертая его номинация на «Золотую пальмовую ветвь» — для которой Хон Сан Су так и остается белой вороной. Осенняя сказка-2017.


— «Камера Клэр» (La caméra de Claire, 2017) Хон Сан Су (Южная Корея, Франция)



Это, понятное дело, — летняя сказка. Самый легкий фильм Хона, который он, кажется, снял прямо в отпуске на улочках Канн. Ким Мин Хи играет сейлз-агента, Юппер — фотографа, уставшая собака — грустную собаку.


Программа «Движение вперед»


8. EL MAR LA MAR (2017) Дж.П. Снядецкий, Джошуа Боннетта (США)



Фильм Джона Пол Снядецки «Желтый берег» и эссе Вячеслава Чёрного

Текст Вячеслава Чёрного с фестиваля «Меридианы Тихого-2015»


Новая работа Джона Пола Снядецки, доктора антропологии из Гарварда, в которой он сменил фокус с привычного ландшафта Китая на американо-мексиканскую границу. Мы не только писали двумя годами ранее из Владивостока о его самой известной работе «Железное министерство» (2014), но и выкладывали один из ранних фильмов режиссера — «Желтый берег» (2010), знакомство с которым станет лучшим занятием в ожидании его новой этнографической медитации. Премьера фильма состоялась в рамках Берлинского фестиваля.


9. «Фабрика ноль» (The Nothing Factory, 2017) Педро Пиньо (Португалия)



Важное открытие каннского «Двухнедельника режиссёров» этого года. Эту комедию португальского дебютанта о конфликте рабочих и администрации завода — на радость всем поклонникам «Самокритики буржуазного пса», — видимо, ожидает настоящее фестивальное, синефильское и критическое признание.


10. «Разговоры во сне» (Somniloquies, 2017) Вирина Паравел, Люсьен Кастен-Тэйлор (Франция, Великобритания, США)



Рецензия Олександра Телюка в дайджест премьер


«Создав более камерное произведение, чем нашумевший «Левиафан», Паравель и Кастен-Тейлор безусловно, остались верны себе. «Сомнилоги» – пример изобретательной квазинаучной документалистики, соединяющий антропологические находки исследователя с современными визуальными метафорами. Паравель и Кастен-Тейлор не довольствовались находкой пленок Макгрегора, но создали впечатляющий образ имманентности и безумия человеческих сновидений» (Олександр Телюк). Премьера состоялась в рамках Берлинского фестиваля.



Программа «Документальный экран. Образы современности»


11. «Переписка» (Correspondências, 2016) Рита Азеведу Гомеш (Португалия)



Фестиваль Cineticle: Рита Азеведу Гомеш, Рабах Амер-Займеш, Хон Сан Су

«Нет у нас больше никакой родины»: поэзия Жоржи де Сена и Софии де Мелло Брейнер


Поэма Риты Азеведу Гомеш вдохновлена перепиской двух великих португальских поэтов Жоржи де Сены и Софии де Мелло Брейнер. В их многолетнем общении плотно сплетаются политика и поэзия, признание и изгнание, португальское саудади и повседневная жизнь в период салазаровской диктатуры. Специально к прошлогодним показам в рамках первого фестиваля Cineticle Дмитрий Буныгин перевёл стихотворения двух поэтов — португальских Бродского и Ахматовой. Мировая премьера фильма состоялась в конкурсе Локарно-2016.


12. «Миссис Фан» (Mrs. Fang, 2017) Ван Бин (Гонконг, Франция, Германия)



Cineticle Top-10 Films of 2014

Рецензия Максима Селезнёва на фильм «Пока безумие не разлучит нас» с фестиваля «Меридианы Тихого 2014»


Новая работа одного из лучших документалистов современного кино, а по сути, единственного Вергилия от дока, — китайца Ван Бина, только что победившего в Локарно. Мы  преступно мало писали о режиссере, хотя его «Пока безумие нас не разлучит» фигурировал в нашем топе 2014-го года. Тот фильм был «иллюстрацией ада» на примере существования пациентов психиатрической лечебницы, новый — «Миссис Фан»  — это буквально взгляд в лицо смерти: фильм рассказывает о последних десяти днях агонии женщины, страдающей болезнью Альцгеймера. Как всегда, Ван Бин ставит неразрешимые вопросы.


13. «Пустой экран» (The Empty Screen, 2017) Марк Раппапорт (США, Франция)



Рецензия Олега Горяинова в дайджесте премьер

Кинозритель в изгнании, или домашние фильмы Марка Раппапорта: эссе Дмитрия Буныгина

Национальное сокровище американской культуры: эссе Рэя Керни


«Пустой экран» – 10 минутный результат применения доведенного почти до совершенства метода Раппапорта. Американский режиссер соединяет фрагменты из фильмов, которые заостряют внимание на точке встречи зрительского взгляда и фильмической реальности – экране, сквозь который проходят потоки зрительских желаний и кинематографических образов. Раппапорт едва уловимо для зрителя смещает акцент, и речь уже идет о потоках иного рода – о «желающей машине» самого кинематографа, которая не удовлетворяет зрительские запросы, а, напротив, создает фантазмы у аудитории» (Олег Горяинов).


Составитель списка: Сергей Дёшин




главная о насархиврежиссеры | журнал

Copyright © 2010 - 2015 Cineticle. All rights reserved | Design by GreenArtProject