Лучшие фильмы 2016 года | Никита Поршукевич. Положение вещей

Автор: Никита Поршукевич


Когда я смотрел «Тысячу и одну ночь» Мигеля Гомеша, фильм удивительным образом, история за историей, включал в себя всё больше тем, столь важных для меня в этом году. Это поэзия, история, религия, социоапатия, политика, меланхолия, взросление, мистика и познание. И когда пришло время задуматься над итогами года, многие фильмы начали казаться связанными с этими темами – они задавали вектор размышления о лентах. Наметилась градация лент, которая предопределялась не художественными качествами, а глубиной взаимодействия с определённой темой и её значимостью для меня. В результате получился не столько ТОП-10 лучших фильмов, сколько очертилось дискурсивное поле, внутри которого пребывали все значимые мысли уходящего года.


1. «Академия муз» (La academia de las musas), Хосе Луис Герин, Испания, 2015

поэзия

Разговоры о поэзии превращаются в магию слов, которые просеиваются через  сито солнечного света. Они невидимым образом отображаются от окон помещений, где происходит действие, и запечатлеваются в памяти кадра.


2. «Браво!» (Aferim!), реж. Раду Жуде, Румыния, Болгария, Чехия, 2015

история

Потрясающая реконструкция языка и жестов, с трудом поддающихся сознанию современности, но столь важных в принципе историзма (для понимания образа мышления в прошлом). И к тому же идеально вписанных в темпоритм повествования.


3. «История Иуды» (Histoire de Judas), реж. Рабах Амёр-Займеш, Франция, 2015

религия

Идеальный пример современного религиозного сознания, на уровне визуальных образов вступающий в феноменальную связь с секуляризационным.


4. «Кровь моей крови» (Sangue del mio sangue), Марко Беллоккьо, Италия, Франция, Швейцария, 2015

социопатия

Изящная сатира на средневековый дух, где метафорой его в современном мире выступает таинственный вампир, в свою очередь являющийся аллюзией на консервативную политическую элиту (шире – часть общества), критикующий (социальную) действительность в рамках видения и вкуса. И он бежит от неё, как бегут те, кто взаимодействует с миром посредством визуальных рамок (картины или экрана).


5. «Кладбище великолепия» (Rak ti Khon Kaen), Апичатпонг Веерасетакул, Таиланд, Великобритания, Германия, Франция, Малайзия, Корея Южная, Мексика, США, Норвегия, 2015

политика

Актуальная политическая ситуация конкретной страны в образах и метафорах, глубже  воздействующих на сознание, чем топорное конвенциональное повествование фильмов подобной тематики.


6. «Рождество, опять» (Christmas, again), Чарльз Покел, США, 2015

меланхолия

Одна из лучших драматургий этого года, с вытекающими отсюда пессимистическими последствиями.


7. «Лето Сангайле» (Sangailes vasara), Аланте Кавайте, Литва, Франция, Нидерланды, 2015

взросление

Банальная метафора полёта как взросления приобретает в фильме новое дыхание, выводя из подросткового опыта (сексуального в том числе) сущность молодости.


8. «Вопль» (Goksung), На Хон-чжин, Южная Корея, 2016

мистика

Мистика фильма не только в потусторонних силах, а, даже более того, в том, что авторам удалось привести самые различные жанровые дроби к единому знаменателю, при этом не впадая в излишнюю безвкусицу и китч.


9. «Запретная комната» (The Forbidden Room), Гай Мэддин, Эван Джонсон, Канада, 2015

познание

Лучший фильм-путешествие этого года, указывающий путь к познанию кинематографического бессознательного.


10. «Тысяча и одна ночь» (As Mil e Uma Noites), Мигель Гомеш, Португалия, Франция, Германия, Швейцария, 2015

фильм года

При кажущейся легкости и игривости, фильм потворствует своему источнику, ведь в противном случае сказки Шахерезады могли и не завлечь ревнивого царя Шахрияра. Гомеш использует их вневременной и универсальный характер, стилистически оттачивая каждый кадр, при этом не закрепощая его художественными и смысловыми интерпретациями. Это доступное и открытое кино, вбирающее в себя целый набор дискурсивных практик.




к списку авторов





главная о насархиврежиссеры | журнал

Copyright © 2010 - 2015 Cineticle. All rights reserved | Design by GreenArtProject