Вернер Шрётер: Двое (2002)

Автор: Никита Поршукевич


«Двое» (Deux)

Реж. Вернер Шрётер

Франция, 2002


Потрясающая и удивительная вещь: Изабель Юппер в двойной роли Магдалены/Марии, за которыми читаются фамилии Монтесума/Малибран. Какое-то время за Марией кажется Каллас, но трагическая смерть настраивает на неизбежный рок, постигший оперную диву XIX века. Это ли не magnum opus Юппер, носящей звание «главной трансгрессивной актрисы»? Она умудряется переходить из одного эмоционального состояния в другое, сообщая факт перехода тончайшей игрой мимики. Основная же трансгрессивная функция ложится на монтаж. Не то чтобы это умаляло заслуги актрисы, нет, скорее она идеальная «монтажная актриса». Шрётер при помощи монтажа доводит ее экранное воплощение до неразличения, не полного, конечно, но где очертания Магдалены и Марии лишь смутно уловимы. Это игра воображения, когда представляешь себе, что в мире есть еще один «ты». Юппер-Магдалены и Юппер-Мария, одна знает о существовании другой, другая смутно предчувствует свое второе «я». Две онтологические плоскости пересекаются уже в теории, и даже на этом уровне начинается их взаимоисключение. Прямо как в «Двойной жизни Вероники» Кшиштофа Кесьлёвского, где одна из Вероник замертво падала на сцене, не вынеся своего раздвоения. Собственно, подобный список жертв можно перечислять и дальше: «Двойник» Федора Достоевского, «Нос» Николая Гоголя, «Тень» Ганса Христиана Андерсена, «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Эрнста Гофмана и т.д. и т. п. Все эти произведения, посвященные теме двойничества, берут свое начало в эстетике романтизма, а он в свою очередь - в житийной литературе. В агиографии раздвоение часто увязывается с противоборством дьяволу, с его сущностью. Раздвоение толкуется не как дар свыше, а  как козни «лукавого». Поэтому сосуществование двух лиц, тем более с развитым самосознанием, неизбежно ведет к гибели одного из них, а то и сразу двоих. И не был бы Шрётер Шрётером, если бы не воспользовался этой милой формулой, так подходящей его творчеству. Только он раздвигает временные промежутки: Малибран от Монтесумы разделяет без малого столетие. Куда важнее их ментальное двойничество, которое осуществляется прямо здесь и сейчас в лице Юппер. Но итог остается все тот же: смерть.


Никита Поршуквич



Путеводитель по фильмографии Вернера Шрётера:





главная о насархиврежиссеры | журнал

Copyright © 2010 - 2015 Cineticle. All rights reserved | Design by GreenArtProject